Булат Мурзагалеев: Стабильность Кыргызстана в руках официального Бишкека и граждан страны

Дата:


 

Булат Мурзагалеев: Стабильность Кыргызстана в руках официального Бишкека и граждан страны31 августа в Кыргызской Республике отмечается один из важнейших государственных праздников - Эгемендүүлүк күнү, или День Независимости. Ровно 25 лет назад центрально-азиатское государство обрело суверенитет и встало на путь саморазвития в качестве полноценного и самостоятельного участника мировой политики и экономики. Примечательно, что, в отличие от региональных соседей, Бишкек изначально позиционировал себя более открытым для мировой общественности, что впоследствии придало Кыргызстану неофициальный статус «островка демократии» в Центральной Азии. Но этот же момент, думается, в определенной степени сыграл с КР злую шутку, ведь позитивное желание конструктивного сотрудничества с миром привело к тому, что деструктивные силы, воспользовавшись моментом, возвели в Кыргызстане мощнейший неправительственный сектор, деятельность которого зачастую направлена на дестабилизацию общественности и по сей день.

 

Данный аспект демонстрирует ситуация вокруг темы внесения изменений в Конституцию Кыргызстана. Напомню, что с момента обретения независимости в главный закон страны изменения вносились восемь раз. Действующая редакция была принята в 2010-м году и одобрена Венецианской комиссией и всенародным референдумом. Не так давно Бишкек оказался перед сложным выбором:

 

С одной стороны, действующая редакция обязует КР выполнять все требования различных международных институтов, что уже продемонстрировала ситуация вокруг дела А. Аскарова. Согласно 41-й статье Конституции Кыргызстан обязан выполнить решение Комитета по правам человека ООН. С другой стороны, это привело к широкому общественному резонансу, ведь подобный прецедент говорит о том, что такие решения гипотетически могут касаться и иных законно осужденных. К слову, инициатор внесения поправок в Конституцию Президент КР А. Атамбаев еще недавно сам был противником таких шагов: «… Даже прошлой весной, когда Текебаев, Кулов, Турсунбеков инициировали поправки, я был против и говорил им: подождите, отзовите законопроект, пусть его рассматривает новый парламент. Только после взрыва аскаровской «бомбы» я понял, что конституционные изменения просто необходимы. Но это решение должен принять народ» - заявил А. Атамбаев в рамках своей речи на торжествах по случаю Дня Независимости 31 августа этого года.

 

Мнения касаемо планируемого проведения референдума осенью сего года, как в руководстве страны, так и среди общественности, разделились. Явственно это продемонстрировало опубликованное накануне Дня Независимости открытое обращение членов Временного Правительства (речь идет о Р. Отунбаевой, А. Бекназарове, К. Дюшебаеве, И. Исакове, Э. Ибраимовой, Э. Каптагаеве, О. Текебаеве, Б. Шерниязове). В частности, после ряда приводимых аргументов, распространенное обращение завершается такими строками: «… Мы призываем народ Кыргызстана сохранить незыблемость Конституции до 2020 года и остановить попытки реставрации авторитарного режима».

 

В то же время, лидер фракции СДПК (одна из инициаторов внесения поправок) И. Омуркулов заявил следующее: «… Конституция не запрещает проводить референдум… Он не преследует цели узурпировать власть... Если кто-либо из моих бывших коллег выступает против, пусть внесут свои предложения. Никто этому не препятствует». В свою очередь, лидер фракции «Ата Мекен» О. Текебаев выступил с критикой в адрес речи Президента страны, произнесенной на площади Ала-Тоо: «… В этот день Атамбаеву нужно было произнести слова, которые объединили бы народ, призвали к согласию. Это было бы достойно президента, лидера. Но сегодняшняя речь Атамбаева опозорила весь Кыргызстан. При таком правителе государство ожидает тяжелое будущее».

 

Справедливости ради, стоит отметить, что объединение и согласие народа было поставлено под удар открытым обращение к оному накануне столь важного праздника. Подобные обращения, как правило, направлены на активизацию протестных настроений, поддержку которых не имеет смысла ждать от всех граждан, что и ведет к расколу. К тому же, опубликованный текст содержал в себе прямые обвинения в адрес руководства страны, и умолчать по этому поводу Президент себе позволить не мог, поскольку это было бы проявлением слабости и политического бессилия перед оппозицией. А в таких условиях нахождение единственно верного решения невозможно, поэтому публичное выступление А. Атамбаева нельзя назвать «позорящим» страну. В противном случае, Кыргызстан был бы воспринят международным сообществом страной без сильного лидера, а это, как всем известно, влечет за собой крайне негативные последствия.

 

Более конструктивным в плане заявлений о внесении поправок себя показал Омбудсмен КР К. Оторбаев: «… После полного и тщательного ознакомления с проектом поправок я предложил свои коррективы. И, по моим данным, предложения принимаются от всех и вносятся на обсуждение. Это можно расценить как желание инициаторов прийти к компромиссу» - сказал Оторбаев. И с ним трудно не согласится. Сама по себе инициатива о проведение референдума, по факту, есть предложение от руководства страны к народу определить курс развития государства и инструменты защиты интересов оного. В свою очередь, инициация сколь бы то ни было протестных настроений (призывы «остановить», думается, таковыми и являются), ставят под удар стабильность КР. Впрочем, сомневаться в правильности дальнейшего выбора граждан Кыргызстана не приходится, поскольку за годы независимости в стране случалось много потрясений, повторение которых в современных условиях мирового экономического кризиса и геополитической турбулентности крайне нежелательно.

 

Геополитический центр «Берлек-Единство»

Поделиться:

Дата: