Алексей Чекрыжов: Транспортные проекты Казахстана и источники внешнего финансирования

Дата:


 

Алексей Чекрыжов: Транспортные проекты Казахстана и источники внешнего финансированияПо сообщению представителей Азиатского банка развития, финансовая организация одобрила заем Республике Казахстан в размере 240,3 млн. долларов, адресованный в сектор модернизации объектов транспортной инфраструктуры. В качестве главного объекта финансирования указывается участок магистрали Актобе – Макат протяженностью почти 300 километров. Кроме того, средства будут направлены на формирование качественной транспортной связи между Астаной, Атырау и Актобе. Стоит отметить, что протяженность подлежащих модернизации сетей относительно невелика в масштабах китайских или российских магистралей. Однако эти инфраструктурные объекты имеют стратегическое значение, как для самого Казахстана, так и для его ближайших соседей.

 

Например, участок Актобе – Макат является частью Транскаспийского транзитного коридора, который соединяет некоторые торговые пути Казахстана, России, Азербайджана и других государств региона. Дополнительно, в Астане на реализацию транспортно-логистических проектов национального и межгосударственного масштабов возлагают большие надежды. Именно дорожное строительство и раскрытие транзитного потенциала рассматривается в качестве одного из главных инструментов диверсификации экономики. В этой связи для Казахстана важно не только само наличие транспортных сетей, но и их качество.

 

Можно предположить, что привлечение средств внешних финансовых организаций здесь объясняется необходимостью урезания государственных расходов в период прохождения кризисного периода в экономике. В бюджете Казахстана и без указанных работ значительная доля средств приходится на развитие дорожной инфраструктуры и реализацию новой политики «Нурлы Жол». По этой причине в Астане заинтересованы в максимально широком числе занятых в инфраструктурном строительстве инвесторов, равно как и в участии соседей в транспортно-логистических проектах регионального значения.

 

Ожидаемо, одним из основных партнеров Казахстана в вопросах продвижения и реализации программ инфраструктурного транспортного строительства является Китай, который активно проталкивают идею возрождения Экономического пояса Шелкового пути. Республика Казахстан во внешней экономической политике Пекина является основным транзитным хабом, ведущим на рынок Европы. Казахстанские земли позволяют КНР наращивать экспорт на европейский рынок как через территорию России и Беларуси в рамках Единого экономического пространства ЕАЭС, так и посредством акватории Каспийского моря и стран Закавказья. Отсюда и большое число совместных проектов сторон. Например, недавно Казахстан и Китай отметили значительный рост объемов контейнерных перевозок. За полгода объемы транзитируемого контейнерного груза в сравнении с аналогичным периодом прошлого 2015 г. выросли в 2,5 раза. Это стало возможным благодаря вводу в эксплуатацию новых логистических мощностей и, прежде всего, инфраструктуры сухого порта «Хоргос».

 

Качество реализации политики диверсификации транспортных проектов Астаны дает основания для позитивного прогноза ее воздействия на национальную экономику. Примечательно, что в вопросах финансирования этих проектов Казахстан пользуется не только внутренними резервами, но и помощью внешних партнеров. В неблагоприятных для нефтегазового сектора условиях такой подход кажется прагматичным. С другой стороны, вложенные инвестиции, в том числе и займы, нуждаются в обслуживании. В этой связи нефтяной фактор экономики Республики Казахстан не теряет своей значимости. Иными словами, для обслуживания внешнего долга и обеспечения окупаемости проектов для Астаны все еще важны доходы от экспорта сырья. Снизить эту нагрузку потенциально способны другие внешние партнеры, в случае их активного подключения к транспортно-логистическим инициативам Астаны. Прежде всего, речь идет об участниках ЕАЭС и государствах Каспийской пятерки.

 

Геополитический центр «Берлек-Единство»

Поделиться:

Дата: