Может ли Турция ориентироваться на Россию

Дата:

 Al-Monitor

На встрече президентов РФ и Турции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана 9 августа будут обсуждаться пути восстановления двусторонних отношений  и ситуация в Сирии. «Предстоит серьезный обмен мнениями относительного того, как, какими темпами и в какой последовательности мы будем заниматься реставрацией наших отношений. Есть текущие вопросы, связанные с экономической деятельностью, конечно же, можно смело прогнозировать, что подробный обмен мнениями состоится по региональной проблематике, включая Сирию», — заявил пресс-секретарь российского президента государства Дмитрий Песков.

Между тем, предстоящий саммит привлекает внимание не только российских и турецких, но и международных СМИ. «Вестник Кавказа» предлагает читателям ознакомиться с позицией Al-Monitor по российско-турецкой проблематике.

Похоже, что от попытки госпереворота в Турции 15 июля больше всех выиграла Россия. В условиях резкого роста антиамериканских и антиевропейских настроений в Турции, раздуваемых президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, Москва ясно видит для себя стратегические возможности. Как сторонники, так и противники Эрдогана усмотрели в попытке свергнуть Эрдогана американский след. Благодаря тому, что Фетхулла Гюлен — исламский проповедник, который обвиняется в организации переворота — проживает в Пенсильвании, и уверенности, что Соединенные Штаты затягивают с запросом Анкары на выдачу Гюлена, антиамериканские настроения в Турции достигли апогея.

Зазвучали призывы к Турции добиваться стратегического партнерства с Россией и заменить связи с Соединенными Штатами, НАТО и Европейским союзом. Поэтому московская встреча Эрдогана с президентом России Владимиром Путиным, запланированная на 9 августа, будет в центре внимания всего мира.

Анкара и Москва как раз находятся в процессе примирения после полугодовой напряженности в результате уничтожения Турцией в ноябре российского истребителя в Сирии.

Пилот самолета был застрелен антиасадовскими повстанцами при поддержке Анкары, когда спускался на парашюте, что и вызвало ярость Москвы. В июле Эрдоган извинился перед Путиным за тот инцидент и назвал Россию «другом и стратегическим партнером».

Экономические потери Турции в связи с эмбарго, введенным Москвой после уничтожения истребителя, и тот факт, что инцидент серьезно подорвал влияние страны в Сирии, заставили Эрдогана пойти на примирение.

Неудавшийся переворот еще больше увеличил значение России для окружения Эрдогана, которое призывает Турцию добиваться стратегического партнерства с Россией и приступить к разработке стратегического Евразийского измерения, чтобы заменить связи с Соединенными Штатами, НАТО и ЕС, что внимательно и с удовлетворением отслеживается Москвой.

Опередив Соединенные Штаты и ​​Европу, Россия сделала ход прямо во время попытки переворота, став первой страной, его осудившей. «Мы благодарим президента Владимира Путина и всех официальных лиц России. Россия оказала нам наиболее сильную поддержку во время мятежа, в отличие от других стран», - сказал министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу в интервью с Habertürk TV.

Турция рассержена на Европу за ее выжидательную позицию во время и после попытки переворота. Общее мнение таково, что именно недовольство Эрдоганом помешало Европе предоставить однозначную поддержку президенту, избранному демократическим путем.

Европейская критика массовых чисток в Турции, направленных против предполагаемых заговорщиков и тех, кто их поддерживает, а также реакция ЕС на поддержку Эрдоганом введения смертной казни для путчистов дает турецким антизападникам еще больше пищи для сплетен.

Необоснованный доклад иранского агентства Fars также представил Россию в выгодном свете для сторонников Эрдогана. Цитируя различные арабские источники, Fars пишет, что Москва предупредила Эрдогана о перевороте за несколько часов до его начала, что позволило ему принять необходимые меры предосторожности для обеспечения собственной безопасности.

В то же время, Анкара возлагает вину за сбитый российский истребитель на пилота-диссидента, который якобы был частью заговора. Призывы Эрдогана во время недавнего саммита в Варшаве к более активному присутствию НАТО в Черном море, которое почти превратилось в «русское озеро» теперь кажутся слабым эхом.

Oднако Москва будет пытаться обеспечить себе максимальные преимущества. Первым признаком этого было заявление министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова сразу после неудачной попытки переворота, когда тот открыто заявил, что будущее турецко-русских отношений будет по-прежнему зависеть от позиции Турции в отношении Сирии: «Многое будет зависеть от того, как мы будем взаимодействовать по урегулированию сирийского кризиса. В ходе обсуждения сирийского кризиса, мы предоставили много фактов, которые доказывают, что турецкая территория используется для обеспечения поставок террористам и отправки боевиков в Сирию. Эти факты остаются на столе».

Тем не менее, учитывая растущий конфликт России и Запада, который, как полагают в Москве, пытается окружить ее войсками, многие сомневаются, что Путин захочет упустить возможность отвернуть Турцию от Запада. Российская газета «Правда» так и написала в своей недавней статье: «России не следует доверять Эрдогану, но не может быть никаких сомнений в том, что президент Турции в данный момент пытается улучшить отношения с Россией. Это делает Турцию союзником России в ее стремлении разделить консолидированную позицию Запада».

Хакан Аксай, который на протяжении многих лет годы пишет из Москвы репортажи для турецких СМИ, считает, что Россия является самой важной страной, к которой Турция может обратиться, в случае если решит ослабить свои стратегические отношения с Западом. «Если Анкара сможет согласовать свою политику по Сирии с Москвой, никакие препятствия не будут непреодолимыми», - написал Аксай в своей колонке на сайте T24.

Он утверждает, что Кремль будет готов забыть, ДАИШ получала помощь от Турции, а также пересмотреть свою позицию в отношении сирийских курдов в пользу Анкары.

Тем не менее, по мнению дипломатических экспертов, которые указывают на существенные различия между Турцией и Россией по целому ряду вопросов, начиная от Украины и Крыма и заканчивая Ближним Востоком и Кипром, все ожидания по поводу стратегического сближения этих двух стран должны быть рассмотрены с реалистической точки зрения.

Чтобы преодолеть различия, Турции, которая на данный момент находится в более слабой позиции, придется коренным образом изменить свою внешнюю политику, что послужит анафемой для исламистских сторонников Эрдогана, а также турецких националистов.

Президент Центра политики в Анкаре, бывший турецкий дипломат Унал Чевикоз полагает, что Турция была серьезно травмирована в результате попытки государственного переворота и теперь пытается высказывать Западу определенные предостережения о том, что может двигаться в направлении стратегического сотрудничества с Россией.

«Однако всерьез двигаться в этом направлении было бы неправильно, потому что это идет вразрез с долгосрочными интересами Турции, - сказал Чевикоз в интервью с Al-Monitor. Это не значит, что у нас не должно быть хороших отношений с Россией. Наоборот, мы должны улучшать и углублять эти отношения. Я считаю, что самый важный вопрос из тех, что будут рассмотрены в ходе визита Эрдогана в Москву, это вопрос энергетики.

Чевикоз также подчеркнул, что ослабление влияния НАТО стало одной из главных целей России, и предположил, что Турция не должна позволять собой таким образом манипулировать.

Учитывая степень, до которой русско-турецкие отношения испортились после сбитого истребителя, а также серьезные разногласия по целому ряду ключевых международных проблем, представляется, что то будущее «стратегического партнерства» с Россией, построенное только на неприязни к Западу, на которое сейчас надеются в Турции, может оказаться не таким светлым

Поделиться:

Дата: