Необходимо восстановление диалога между кавказскими государствами

Дата:


  "Вестник Кавказа"

Начало операции российской авиации в Сирии против «Исламского государства» и связанных с ним террористических группировок вызывает у некоторых экспертов страх перед возможностью усиления террористической активности на Кавказе. По некоторым данным, на стороне боевиков «Исламского государства» воюет  около семи тысяч выходцев из России и стран СНГ. Сохранению напряженности способствует и несколько конфликтов, вскрывшихся перед распадом Советского Союза. 

Как полагает зампредсед Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, вице-президент Российского совета по международным делам, экс-президент Северной Осетии Александр Дзасохов, развитие Кавказа как единого геополитического и экономического региона невозможно без восстановления диалога между самими кавказскими государствами: «На Кавказе конфликтов больше, чем горных вершин, но надо двигаться к тому, чтобы стимулировать межгосударственные контакты. Если одно кавказское государство (я имею в виду Грузию) совершенно противоестественно и антиисторически пытается выпрыгнуть из общекавказского пространства и стать частью НАТО, то с юридической точки зрения, мы не можем запретить ему этот сделать. Однако очевидно, что это нанесет огромный ущерб интересам кавказских народов, включая такое крупное кавказское государство как Россия. Тем не менее необходимо найти основу для того, чтобы не усугублять напряженность, даже несмотря на то, что Тбилиси пытается прикрыть свои намерения вступить якобы существующей угрозой со стороны России». 

Дзасохов предлагает исходить из существующих реалий: «Есть четыре кавказских государства, есть два новых государства, частично признанных. В 1990-е годы предпринималось несколько попыток создать общекавказский проект стабильности. В 1999 году президент Азербайджана Гейдар Алиев выдвинул проект, который назывался Пакт безопасности и сотрудничества Южнокавказских государств. По мнению автора проекта, в реализации должны были участвовать три Южнокавказских государства, потом Россия и Турция, затем США и ЕС. Одна из причин того, что проект не получил развития, заключается в том, что мы [Россия] оказались как бы за пределами приглашенных на реализацию этого проекта. Потом был известный проект [президента Турции Сулеймана] Демиреля по созданию пакта стабильности для Кавказа. Потом последовала армянская инициатива и была европейская. Но этот вопрос с повестки дня не снят».

По мнению Дзасохова, сегодня необходимо предпринимать новые шаги, с учетом поучительных уроков недавнего прошлого, чтобы создать возможность регулярных контактов в поисках решения замороженных конфликтов».

Поделиться:

Дата: