Информационно-аналитический центр  –  Публикации  –  Старый конь борозды не испортит
 
14.01.2008




 
Прошлый год оказался не самым удачным для Казахстана, но похоже, что нынешний високосный будет еще хуже. Ситуация в экономике не вызывает оптимизма - растут цены и тарифы, а судорожные попытки правительства сдержать их административными мерами малоэффективны. Строительный сектор в обеих столицах скорее мертв, чем жив. Банки же демонстрируют, что все плохое уже позади, но в это мало кто верит - неизвестно, какие еще бури могут прийти к нам с мирового рынка.

В политической же сфере перспективы еще более печальны. В 2007 году Нурсултан Назарбаев провел политические реформы, которые не устроили никого, за исключением узкой группы лиц из его окружения, а власти совершили самую большую ошибку, которую только могли сделать, - несколько раз публично продемонстрировали свое бессилие и нераспорядительность. Например, в отношении ОПГ Рахата Алиева и участников массовых беспорядков, когда на скамью подсудимых попали отнюдь не организаторы и зачинщики. Или в вопросе незаконной застройки природоохранных зон в Алматы и области.

Шанс для оппозиции
Учитывая, что рост стоимости жизни вызвал недовольство широких слоев населения, причем не только пенсионеров, в этом году можно ожидать нарастания протестных настроений в обществе и, соответственно, оживления социальной и политической активности в Казахстане. Поскольку выборов в ближайшее время не предвидится, а органы представительной власти закупорены правящей партией "Нур Отан", которая стремительно превращается во вторую КПСС, госаппарат же традиционно настроен на улавливание воли президента, но не народа, у оппозиционных партий и движений появляется шанс "поймать волну" и покончить со своим растительным существованием.

Тем более что им подарили великолепный повод. В ходе Мадридской встречи министров иностранных дел государств - участников ОБСЕ Марат Тажин от имени Республики Казахстан пообещал в 2008 году провести все необходимые законодательные и политические преобразования. К примеру, либерализовать законодательство о СМИ, политических партиях и выборах, что дает возможность при поддержке БДИПЧ ОБСЕ сделать что-то реальное.

Понятно, что президент и его администрация постараются выхолостить обещанное и сделать минимум уступок, но поскольку вопрос вышел за рамки внутреннего законотворческого процесса и попал под пристальное внимание международной общественности, появился шанс остановить сползание Казахстана в авторитаризм. Более того, если поправки в выборное законодательство будут принципиальными и значимыми, появятся основания требовать досрочных выборов в Мажилис парламента и маслихаты не позднее осени 2009 года.

Похоже, глава государства попал в ловушку. Обострение межэлитных противоречий и невозможность поддерживать баланс сил старыми методами заставили его провести в 2007 году политические реформы, непосредственным результатом которых стало расширение его полномочий и усиление его единоличной власти. Но сделать это было можно только за счет отсекания от власти других, в первую очередь региональных, элит. Расплатой стало сокращение политической поддержки Назарбаева, что хорошо прослеживается по явке избирателей и результатам голосования на минувших парламентских выборах в "дворянских гнездах" Алматы, Астаны и областных центров.

Кадровые перемещения последнего времени свидетельствуют, что помимо людей Рахата Алиева и Дариги Назарбаевой с руководящих постов в государственных ведомствах, институтах развития и национальных компаниях начинают вытесняться и креатуры Тимура Кулибаева. Видимо, глава государства решил отказаться от опоры на родственников, которые настолько окрепли материально, политически, кадрово и морально, что стали претендовать на верховную власть. Кто явно, как это сделал Рахат Алиев, кто потенциально.

В связи с этим Нурсултан Назарбаев просто обречен на тесное сотрудничество со старой гвардией вроде Булата Утемуратова, Нуртая Абыкаева, Владимира Ни, Ахметжана Есимова и прочих, кто в силу возраста или привычки подчиняться не имеет президентских амбиций или настолько хорошо их скрывает, что не вызывает подозрений у "ноль первого" или "Папы", как казахстанского президента иногда за глаза называют.

Ставка на "старую гвардию"
Можно предположить, что в 2008 году Нуреке будет постепенно менять баланс сил в своем окружении, приближая к себе людей своего возраста и чуть помладше, противопоставляя их более молодым сорока-пятидесятилетним, одновременно пытаясь найти кадры из числа тридцатилетних, не аффилированных с существующими элитными группировками. Понятно, что все это не будет способствовать стабильности государственного аппарата.

Однако кадровым и организационным экспериментам президента могут воспрепятствовать экономическая нестабильность, риск сорваться в кризис в результате непродуманных или неуклюжих действий госструктур, резких изменений в настроении субъектов рынка и короткая скамейка запасных. Так, слабость кабинета Карима Масимова, умноженная на слабость первых руководителей Нацбанка и АФН, давно подталкивают Назарбаева к смене караула. Но хотя главе государства очень нужно переложить на кого-то ответственность за скачки инфляции, все более частые и острые социальные конфликты и очевидную безрезультативность государственной махины, он тянет. То ли дожидаясь подходящего момента, например перед обнародованием ежегодного послания президента РК народу, то ли опасаясь отставкой правительства еще более ухудшить и без того сложную ситуацию в экономике страны.

Кадровый резерв Назарбаева, как никогда, мал. По некоторым данным, задержка с обновлением правительства не в последнюю очередь связана с трудностями формирования нового и желательно дееспособного кабинета. И хотя желающих хоть завтра возглавить министерства пруд пруди, квалифицированные и проверенные в деле менеджеры всячески отказываются от этой чести.

И не только потому, что одни не хотят класть голову на плаху, а другие давно в оппозиции. Просто за последние несколько лет созданы десятки квазигосударственных структур, включая институты развития и социально-предпринимательские корпорации, руководство которыми дает куда больше возможностей для удовлетворения личных материальных запросов. Причем при меньшей на порядок ответственности, уровне общественного и государственного надзора.

Плюс появился институт ответственных секретарей, практически ставших "серыми кардиналами" при живых министрах. В результате при практически том же корпусе высших менеджеров президенту приходится закрывать приблизительно в три раза больше вакансий.

Заложник ситуации
Сколько еще будет работать правительство Масимова, зависит от президента. А он зависит от ситуации в экономике. Если возникнет угроза срыва в глубокий и неуправляемый кризис, Назарбаеву придется менять кабинет независимо от прочих привходящих обстоятельств. Однако, решившись на смену караула, президент столкнется с проблемой выбора премьер-министра - будет востребован волевой, сильный, самостоятельный менеджер, в то же время задача сохранения единоличной авторитарной власти запрещает Нурсултану Назарбаеву делиться правами и полномочиями.

Более того, необходимость объединения усилий государства, бизнеса и общества, консолидации элиты для выхода из кризиса поставят перед новым главой правительства сложную проблему - он может рассчитывать на поддержку президента, парламента и правящей партии "Нур Отан". Но поскольку последние два института являются фактически подразделениями администрации главы государства, то на деле - только на Назарбаева.

Но из опыта прошлого года уже понятно, что одно государство не способно справиться не то что с полномасштабным кризисом, но даже со средней паникой. Если вдруг что, поверят ли вкладчики (и сколько их будет?) обещаниям Нурсултана Абишевича и не станут забирать свои срочные депозиты и вклады до востребования из банков второго уровня? Или не бросятся скупать СКВ по любой цене? Сколько бизнесменов при нынешних условиях будут развивать производство, а не сокращать его?

Оценивая сложившуюся ситуацию, можно предположить, что с начала февраля 2008 года правительство Карима Масимова и руководство Национального банка и Агентства финансового надзора попадают в полосу неопределенности и могут уйти в отставку в любой момент. Факторами, которые повлияют на дату смены караула, персоналии премьер-министра, членов правительства и руководства финансового сектора, станут ситуация в экономике, тенденции ее развития, скорость процессов, взаимоотношения Назарбаева с отдельными элитными кланами, настроение президента и убедительность доводов тех нескольких теневых советников, к чьему мнению он прислушивается.

Если ситуация будет улучшаться, то к руководству могут быть призваны технические, но политически преданные до последнего вздоха главы государства фигуры вроде министра сельского хозяйства Ахметжана Есимова или государственного секретаря Каната Саудабаева. Если ухудшаться, но не катастрофично - то настанет время менеджеров типа Нурлана Балгимбаева или Даниала Ахметова. В самом худшем варианте будет востребован Имангали Тасмагамбетов.

Называя этих людей, мы имеем в виду не только их конкретно, но и других, схожих по личным, политическим и деловым параметрам. Тем не менее уже понятно, что если задача найти подходящего главу правительства архисложна, но реальна, то создать правительство как команду менеджеров невозможно в принципе. Обострение внутриэлитных противоречий, вылившееся в многочисленные клановые войны, привело к тому, что даже самая плохая ситуация в экономике и социальной сфере не приведет к примирению - потому что на кону возможность стать вторым после Назарбаева. И первым после того, как он уйдет в политическое небытие.

В перманентном кризисе
Таким образом, Казахстан и все мы обречены на постоянные правительственный и политический кризисы - элитные группировки и верхушка государственного аппарата будут бороться за власть. И президент с этим ничего не сможет поделать. В отличие от диктаторов двадцатого века он не властен уничтожить физически те группы, которые его перестали устраивать, и не может найти новых людей вместо тех, кто перестал быть ему нужным, - их просто некуда привести, так как все кресла заняты.

Попытки отделить функции управления экономикой от функций управления собственно государством, обеспечить улучшение работы за счет совершенствования контроля и тому подобное обречены на провал, поскольку проблемы носят системный характер. Их же решают, не меняя саму систему. В результате установки "сначала экономика, потом политика" Казахстан может потерять первое и не получить второе.

При этом благоприятная конъюнктура мировых цен на основные продукты казахстанского экспорта может сыграть такую же негативную роль, как рост цен на углеводороды и резкое увеличение их добычи в 70-80-х годах двадцатого века в СССР, потому что даст возможность законсервировать политический режим и отложить реформы на неопределенный срок. Если, конечно, оппозиция не опомнится и не сможет стать реальной силой в стране.

2008 год наверняка станет годом большего количества социальных и политических конфликтов в силу разных, но однонаправленных причин, часть из которых мы уже упоминали. Это ослабление и одряхление государственного аппарата, который на глазах теряет свои качества и как инструмента принуждения, и как инструмента разрешения проблем. Это закрытие обычных каналов, по которым сбрасывается напряжение в обществе - через выборы, свободную прессу, митинги и собрания, свободу объединений. Это провал карательной политики государства и очевидная его неспособность справиться с неединичными вызовами, особенно вдали от столиц и областных центров.

Это полное и окончательное разочарование населения в способности и желании государства решать проблемы граждан. Это коррумпированность и своекорыстие чиновников. Это провалы в экономической и социальной политике. Это скачки инфляции, которые хотя и стали слабее, но продолжаются, несмотря на заклинания правительства.

Это обострение ситуации с землей, которая концентрируется в руках богатых и властных. Это сохранение массовой безработицы, замаскированной под самозанятость, особенно на селе. Это неуправляемая миграция из села в город. Это обострение конкуренции в экономике за лучшие условия. Это тенденция видеть в социально-экономическом неравенстве национальный фактор. И многое другое.

Так что дай всем нам бог мира, спокойствия и удачи. Будущее - то, которое видится в результате анализа ситуации, - ничего похожего нам не обещает

 

Мухамеджан АДИЛОВ, 11.01.2008

 

Республика 


Поделиться: 

 
 

Обсудить: 

Комментарии

Зарегистрируйтесь или зайдите на сайт, чтобы оставить комментарий.



 

Публикации

 

Новости

Ссылка на ia-centr.ru обязательна при любом использовании материалов с данного сайта. Все права защищены и охранаются законом.
© ia-centr.ru, 2008 || powered by Blew Design