Ереван не ждет от Анкары ратификации протоколов

Дата:




16 февраля президент Армении Серж Саргсян отозвал из Национального собрания Армении армяно-турецкие протоколы, фактически поставив точку в инициированном им еще в 2008 году процессе нормализации отношений с Турцией. В своем письме спикеру парламента Саргсян выразил сожаление, что турецкие власти так и не прислушались к предупреждениям армянской стороны, что ее терпение не безгранично.

«Уже прошло почти шесть лет после подписания протоколов Армения-Турция. В течение всего этого времени Армения всегда проявляла последовательную позицию в вопросе воплощения протоколов в жизнь. Однако нужно констатировать отсутствие политической воли властей Турции, искажение ими буквы и духа протоколов и постоянное выдвижение предусловий. Параллельно с этим, накануне 100-летия Геноцида армян, новый размах получает политика отрицания и редактирования истории»,- отметил в своем письме глава армянского государства.

И хотя президент заявил, что армянская сторона, начиная процесс, была готова к любым развитиям, однако когда он начинал «футбольную дипломатию», оптимизма у армянских властей было больше. Особенно учитывая то обстоятельство, что посредником в процессе нормализации отношений выступали США и Европейский союз. Конечно, в Ереване были опасения, что Анкара попытается использовать процесс для противодействия международному признанию геноцида армян, однако была надежда на то, что Вашингтон и Брюссель все же сумеют повлиять на турецкие власти.

Турция является единственным членом НАТО и страной входящей в таможенный союз с ЕС, граничащей с Арменией, и естественно, что Запад в своей политике в регионе зачастую опирается на Анкару. По мнению Запада, нормализация армяно-турецких отношений могла бы привести к ослаблению российского влияния в Армении, а в перспективе даже ее выходу из зоны российского влияния. А учитывая то обстоятельство, что Армения является единственным военно-политическим союзником России в регионе, то это фактически означает уход Москвы из Южного Кавказа.

Однако после прихода в Турции к власти Реджепа Тайипа Эрдогана, Анкара стала проводить намного более независимую политику, и посчитала, что отношения со своим союзником Азербайджаном для нее более важны, чем открытие армяно-турецкой границы в угоду Западу. Ведь граница была закрыта Анкарой в 1993-м году как раз ради поддержки Баку в карабахском конфликте.

Хотя следует отметить, что неожиданное подписание 22 апреля 2009 года внешнеполитическими ведомствами Армении, Турции и Швейцарии документа, в котором говорилось, что стороны пришли к соглашению вокруг всеобъемлющего круга вопросов по урегулированию двусторонних отношений на уровне, удовлетворяющем обе стороны, вызвало довольно негативную оценку со стороны армянского общества и диаспоры. СМИ и ряд политических сил расценили это, а также подписание 10 октября 2009 года в Цюрихе протоколов «Об установлении дипломатических отношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой» и «О развитии отношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой», как уступку властей в столь болезненном для армянского народа вопросе признания геноцида. Например имеющая тесные связи с армянской диаспорой партия АРФ «Дашнакцутюн» приняла после этого решение выйти из правящей коалиции. Даже панармянское турне президента и его встречи с представителями крупнейших армянской общин не помогли изменить отрицательное отношение диаспоры к протоколам.

Сама же Турция, выведя протоколы из повестки парламента, использовала их (довольно успешно) для предотвращения признания геноцида армян в ряде стран, продвигая идею, что это якобы может негативно сказаться на процессе нормализации армяно-турецких отношений. При этом, несмотря на то, что согласно протоколам нормализация отношений должна была проходить без каких либо предусловий, Анкара поставила Еревану условием ратификации протоколов уступки в карабахском вопросе, на что армянские власти естественно пойти не могли.

Учитывая все эти обстоятельства, а также планируемые по всему миру мероприятия, посвященные столетней годовщине геноцида армян, большинство армянских экспертов положительно оценило решение президента отозвать протоколы из парламента.

«Отзыв протоколов я в основном связываю со столетием геноцида армян. С одной стороны этот шаг обращен к внутренней аудитории и армянам всего мира, с другой, армянская сторона может воспрепятствовать попыткам Турции использовать протоколы в собственных целях. Так что отзыв протоколов нужно считать положительным шагом, так как они могли быть использованы Турцией против Армении, учитывая фактор столетия геноцида армян»,- заявил Caspian bridge директор центра «Ефрат», тюрколог Геворг Петросян.

По его словам уже спустя несколько месяцев после подписания документов можно было уже сказать, что протоколы «мертвы» и не служат своей истинной цели, так как, и армянская, и турецкая стороны, пытались больше использовать их в своих политических целях на международной арене. Эксперт считает, что протоколы давно себя исчерпали, и для процесса нормализации армяно-турецких отношений нужны новые шаги и документы.

«Сейчас нужно ждать, что Турция обрушит поток обвинений в адрес Армении, пытаясь возложить на армянскую сторону вину за провал процесса нормализации отношений. Но нужно учитывать, что подобные шаги Турции более предпочтительны, чем те, которые могли бы быть при сохранении протоколов. Турция их могла использовать для отвлечения внимания от столетия геноцида, для решения разных политических задач»,- добавил Петросян.

Следует также отметить, что в условиях довольно напряженной внутриполитической ситуации в Армении, данный шаг президента может помочь налаживанию отношений с партией Дашнакцутюн. Хотя возглавляемая президентом Саргсяном Республиканская партия Армении обладает большинством в парламенте, однако ей нужны союзники для демонстрации якобы общественной поддержки планируемых конституционных реформ. Этому союзу способствует и то, что Дашнакцутюн единственная из ведущих оппозиционных сил в Армении поддерживает идею властей перейти к парламентской форме правления. Не исключено, что ради этого союза республиканцы согласятся выполнить требование Дашнакцутюн не ограничиваться лишь отзывом протоколов из парламента, а вообще отозвать подпись Армении из под протоколов.

Что касается внешнеполитических последствий данного шага армянского президента, то оно фактически означает сохранение на ближайшие годы нынешнего раздела сфер влияния в регионе. С одной стороны пророссийская Армения, входящая в Евразийский экономический союз и ОДКБ, с другой, прозападная Грузия и тесно сотрудничающая с Западом в энергетических проектах, а с Турцией в военно-политической сфере Азербайджан. При этом, учитывая отсутствие общих границ с Россией, а также тесное сотрудничество Грузии с Турцией и Азербайджаном (ее ведущие торгово-экономические партнеры), Армения оказывается фактически изолированной от своих союзников и партнеров по ОДКБ и ЕАЭС. В этой связи для нее приобретают особое значение отношения с Грузией, которая, однако, следует в фарватере политики Турции и Азербайджана, и активно содействует региональной изоляции Армении. К тому же три страны рассматривают возможность создания совместных сил, призванных охранять построенные в регионе газопроводы, нефтепроводы, а также, вероятно, железную дорогу Баку – Тбилиси – Ахалкалаки – Карс, которую планируется запустить в ближайшее время.

Учитывая отказ Армении от каких либо уступок в карабахском конфликте ради нормализации отношений с Турцией, а также напряженные отношения между Россией и Грузией и отсутствие каких либо предпосылок их нормализации в ближайшее время, нынешняя ситуация в регионе сохранится еще минимум несколько лет. Новых подвижек в армяно-турецких отношениях можно будет ожидать лишь в случае прихода к власти в Турции или Армении более лояльных к Западу сил, что даст Вашингтону и Брюсселю возможность реанимировать идею, заложенную в армяно-турецких протоколах.http://www.caspiania.org/2015/02/18/erevan-ne-zhdet-ot-ankary-ratifikacii-protokolov/

 

Поделиться:

Дата: