В Ташкенте обсудили мобилизацию активов домохозяйств

Дата:


 

В рамкахстратегии модернизации Узбекистана поставлены новые масштабные задачи,направленные на углубление трансформационных процессов всоциально-экономической и общественно-политической сферах. Решение этих задачтребует мобилизации ресурсов не только со стороны государства, но и растущегоотечественного бизнеса и общества в целом. Готов ли к этому класспредпринимателей? Готово ли общество? Что необходимо для того, чтобымобилизовать имеющиеся в распоряжении домохозяйств и, прежде всего,отечественного бизнеса ресурсы для решения задач социально-экономическогоразвития?

Данныевопросы были рассмотрены в ходе медиа-брифинга по итогам реализацииисследовательского проекта "Мобилизация активов домохозяйств – 2010",прошедшего в Центре экономических исследований 9 сентября 2011 года.

Первоеисследование по мобилизации активов домашних хозяйств было проведено ЦЭИ в2003-2004 годах и было направлено на оценку активов домохозяйств и поисквозможностей для их мобилизации в продуктивные инвестиции. В рамкахисследования 2010 года были поставлены более широкие цели: оценить состояниекак материальных, так и нематериальных активов домохозяйств – человеческий исоциальный капитал (в частности, инвестиции в образование, здоровье, социальныесвязи), а также проанализировать стратификационные процессы в современномузбекском обществе.

В рамкахпроекта было проведено социологическое обследование среди 3000 домохозяйств и800 бизнесменов во всех регионах страны, которое показало – возможностиразвития предпринимательства и самозанятости на базе домохозяйств на текущемэтапе развития страны во многом исчерпаны. В обозримой перспективе сформировавшийсябизнес должен начать играть лидирующую роль в углублении структурных реформ,создании рабочих мест и повышении доходов населения. Однако для этогонеобходимы изменения в том, каков есть сам отечественный бизнес.

Как показалоисследование, сегодня домохозяйства располагают активами на сумму,эквивалентную 85-87 млрд долларов США по сравнению с 35 млрд в 2003 году.Вместе с тем, доля недвижимости, стоимость которой выросла за 5 лет в 2,5-3раза, в структуре активов составляет около 84% (78% в 2003 г.). Недвижимость,транспортные средства и домашний скот в сумме формируют около 95% всех активов.При условии роста доходов, согласно результатам опроса, в краткосрочнойперспективе еще больше средств будет направлена в: приобретение предметовдлительного пользования и улучшение жилищных условий (в 7 раз); покупкудомашнего скота (4 раза). Но, в случае роста доходов лишь на 12% могла бывозрасти доля семей, вкладывающих деньги в создание или расширение бизнеса.Другими словами, домохозяйства, в том числе домохозяйства, имеющие свой бизнес,продолжают инвестировать в основном в относительно неликвидные активы. Этосвязано не только как с качеством бизнес среды, но и во многом с недостаткомнеобходимых навыков, знаний и технологий, ограниченностью имеющихся рынков ивозможностей мобилизовать дополнительные ресурсы.

Настораживаеттот факт, что подавляющая часть населения проявляет низкую заинтересованность внаращивании своего человеческого капитала, прежде всего в осуществленииинвестиций в образование и здоровье. Так, 91% опрошенных на протяжениипоследних 5 лет не предпринимали никаких шагов по получению дополнительныхзнаний и навыков. Хотя исследование наглядно показало, что инвестиции вобразование возвращаются в виде более престижной работы и более высокихдоходов.

В отношенииздоровья большинство населения ведет себя примерно также как в отношенииобразования – внимание здоровью уделяется по остаточному принципу. Только 44%опрошенных более или менее регулярно наблюдается у врачей и проходит хотя бычастичную диспансеризацию. Повышенное внимание здоровью уделяется только вдетском возрасте, причем большей частью это происходит за счет усилийгосударства по мониторингу и охране здоровья детей при прохождении имиобучения, и в пожилом возрасте, когда внимание к здоровью и соблюдение правилздорового образа жизни становится критически важным.

Значительноевнимание в исследовании уделяется необходимости укрепления среднего класса,который призван стать драйвером трансформаций в экономике, обществе игосударстве. Как было отмечено в ходе презентации, средний класс – это наиболеепроизводительная, образованная и эффективная рабочая сила, концентрирующаячеловеческий и социальный капитал нации. Это класс, обладающий собственностью изаинтересованный в эффективности экономических, финансовых, социальных иполитических институтов. Кроме того, представители данной страны являютсяосновными налогоплательщиками, тем самым, инвестируя в устойчивость социальнойсферы. На пути модернизации Узбекистана именно представители данного классаспособны выступить проводниками инновационных форм экономического,потребительского и финансового поведения, которые первыми осваивают передовыепрактики и транслируют их всему обществу.

Узбекскоеобщество, как и экономика, продолжает переживать существенные трансформации,прежде всего, за счет введения частной собственности и приватизации, расширениякласса собственников и предпринимателей. С одной стороны, как и в другихстранах с переходной экономикой, фактор имущества и доходов стал одним изключевых в формировании структуры узбекского общества и не в последнюю очередьсреднего класса. С другой стороны, сокращение значимости многих другихтрадиционно используемых критериев стратификации общества и определениясреднего класса (образование, профессиональная принадлежность, системаценностей, потребительское поведение и другие) ведет к "перекосам",которые могут иметь долгосрочные негативные последствия для общества, экономикии государства.

Поделиться:

Дата: