Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан-2017: «заземление» евразийской повестки

Казахстан-2017: «заземление» евразийской повестки

Новостные заголовки о понятных людям, приземленных вещах – таков, пожалуй, главный позитивный медийный итог заседания Евразийского межправительственного совет, прошедшего в понедельник в Астане. Ведь зачастую именно высокий бюрократический стиль евразийских чиновников формирует у обывателя из Казахстана, России, Беларуси, Армении или Кыргызстана представление о ЕАЭС как о верхушечном проекте не для простых людей.

Однако когда новостные ленты сообщают, например, о том, что страны ЕАЭС договорились о взаимном признании водительских прав и высказали намерение выровнять тарифы на пролет самолетов и обслуживание в аэропортах, а также о том, что договор о пенсионном обеспечении в ЕАЭС будет наконец подписан в 2018 году – ощущение оторванности проекта от интересов рядового гражданина рассеивается.

Казахстанский экономист, заместитель директора Института общественной политики партии «Нур Отан»Владимир Тельнов, выступая на видеомосте, организованном ИА Sputnik, объяснил это «заземление» повестки Межправсовета ЕАЭС тем, что впервые за несколько лет встреча премьеров стран евразийской пятерки прошла на фоне оживления всех экономик стран-участниц союза и роста взаимной торговли.

Тельнов привел следующие цифры: общий прирост экономики стран-участниц евразийского интеграционного проекта за январь-июнь 2017 года, по сравнению с соответствующим периодом 2016-го, составил 10,8%. Также зафиксирован рост взаимного товарооборота – за полгода он вырос более чем на четверть 128,2%.

Вероятно, этот позитивный фон и позволил премьерам сосредоточиться на вопросах социалки: в частности, наконец определить сроки подписания пенсионного договора, обсудить возможность взаимного признания водительских прав и другие насущные для граждан стран ЕАЭС вопросы.

«Эти вопросы важны для каждого человека, они создают ему комфортабельную среду обитания», - подчеркнул Тельнов.

Дорога жизни

Руководитель Центра постсоветских исследований Института экономики РАН, доктор экономических наук, профессор Леонид Вардомский считает, что наиболее важным и насущным треком переговоров в Астане стали вопросы, касающиеся реализации скоординированной транспортной политики.

«Сделано уже немало в направлении создания единого транспортного пространства, но пока недостаточно. Все страны испытывают определенные трудности в перевозках – не в прямых, скажем, между Россией и Казахстаном, а, допустим, между Арменией и Беларусью, между Кыргызстаном и Россией. Там где требуется транзит. Здесь не решены еще вопросы тарифа, допуска транспортных средств на всей территории других стран. А без транзита, без стабильных, устойчивых, надежных транзитных перевозок у внутриконтинентальных стран – напомню, что из пяти стран-участниц ЕАЭС четыре не имеют выхода к морю – возникают большие проблемы, связанные с выходом на внешние рынки. На заседании был поднят очень важный вопрос о возможности использования российских портов для отправки грузов других стран ЕАЭС. Сегодня российские порты не имеют необходимую пропускную способность, недостаточно оснащены и адаптированы к грузопотокам, которые идут из стран-партнеров по евразийскому интеграционному объединение. Вероятно, здесь нужны и совместные инвестиции. Это крайне важный вопрос», - подчеркивает Вардомский.

Алкоголю – заслон?

Белорусский эксперт, доктор экономических наук, профессор Степан Васковский, оцениваю повестку астанинских переговоров, отметил некоторую противоречивость риторики председателей правительств стран-членов ЕАЭС:

«С одной стороной на заседании говорилось о механизмах отслеживания товаров, о борьбе с серыми схемами, и вместе с тем говорилось о комфортных условиях для бизнеса. Пока что бизнес стран-участниц ЕАЭС пытается создать себе комфорт, уклоняясь от таможенных и налоговых сборов. Раз на это обращено особое внимание – это будет пресечено», - констатировал Васковский.

Еще один момент, на котором сделал акцент белорусский экономист – это «дорожная карта» по устранению ограничений во взаимной торговле.

«К сожалению, не прозвучало никакой дифференциации в этом вопросе. Ведь товар товару рознь. К примеру, не лишним было бы обязать страны-члены ЕАЭС регулировать цены на социально значимые товары – например, детскую одежду и обувь. Отдельная категория товаров – алкоголь и табак. Мощности по производству этой продукции стран-участниц ЕАЭС больше, чем внутреннее потребление, а значит, мы попытаемся совершить экспансию на рынки друг друга. Но ни к чему хорошему бесконтрольное движение такой продукции не приведет. Полагаю необходимо выделить их в группу особых товаров, установить за ними особый контроль, и выработать систему строгой алкогольной политики внутри союза, что, безусловно, поспособствует здоровью нации», - подчеркнул Васковский.

Таким образом, эксперт разъяснил позицию Беларуси по поводу барьеров, которые создаются при выходе на белорусский рынок для казахстанского алкоголя, чья относительная дешевизна обусловлена более низкими акцизами. Отдельную реплику Васковский посвятил готовящемуся договору о пенсионном обеспечении – и в этом вопросе его оценки были достаточно пессимистичными:

«Вопрос этот очень важен для населения, но, полагаю, он будет решаться крайне трудно, со скрипом. Ведь в чем в глазах бизнеса было преимущество гастарбайтеров? В дешевизне и отсутствии социальных отчислений. Предпринимателю выгодно, когда граждане других стран работают нелегально, это позволяет ему сэкономить на взносах, в том числе пенсионных. Думаю, что этот вопрос будет затянут еще на долгое время», - поделился прогнозами белорусский эксперт.

Наш 180-миллионный рынок – это конкретные люди

Председатель комитета Торгово-промышленной палаты КР, советник министра экономики Кубат Рахимов также констатировал, что заседание Межправсовета в Астане прошло в прагматичном и будничном ключе.

«Важным стало признание многоукладности экономики ЕАЭС: когда одновременно обсуждаются вопросы транспорта, сельского хозяйства, промышленности, технических регламентов и в то же время – цифровизации экономики. И выясняется, что эти тренды в странах ЕАЭС совпадает, и в каждой стране действует госпрограмма цифровизации. Это хорошо, это значит, что мы смотрим вперед в будущее. Но необходимо одновременно помнить, что наш 180-миллионный рынок – это конкретные люди, которые заняты в конкретных отраслях промышленности, сельского хозяйства, сектора услуг и т.д. Думаю, что нам этот фокус внимания на многоукладность нужно сохранять и поддерживать», - подчеркнул Рахимов.

Отдельная реплика кыргызстанского эксперта касалась чувствительной для Кыргызстана темы – окончания переходного периода пребывания республики в ЕАЭС:

«Я опасался, что двухлетие вступления Кыргызстана в ЕАЭС будет каким-то образом спроецировано на повестку мероприятия. Однако на мероприятии в Астане не было панибратства, не было сочувственного отношения к Кыргызстану – было нормальное, здоровое, равноправное, партнерское восприятие. Это дорогого стоит», - считает эксперт.

По мнению Рахимова, действующий кыргызстанский премьер Сооронбай Жээнбеков прошел в Астане смотр как будущий президент:

«Думаю, это немаловажно: мы союзники, мы должны знать, кто у нас у руля. Надо отметить любопытную особенность: с 2018 года две страны, входящие в союз будут парламентскими – Армения и Кыргызстан, то есть премьер-министры в этих странах по весу будут больше, чем президенты. Это заставляет нас задуматься о роли Межправсоветов: не возникнет ли в этом случае перекосов? Надо об этом подумать на будущее», - предложил кыргызстанский экономист.

Жанар Тулиндинова (Астана)


Теги: Казахстан, ЕАЭС

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение