Дебаты экономиста и министра: на повестке социалка, в подтексте - политика

Дата:
Автор: Жанар Тулиндинова
Принципиальные споры относительно введения обязательного медицинского страхования сегодня больше похожи на «махание кулаками после драки».
Дебаты экономиста и министра: на повестке социалка, в подтексте - политика

Дебаты экономиста, председателя попечительского совета Центра прикладных исследований «Талап» Рахима Ошакбаева и министра здравоохранения Елжана Биртанова в прямом эфире телеканала «Хабар», посвященные введению обязательного медицинского страхования, уже назвали крайне необычным событием для казахстанского телевидения. Действительно, политические дебаты на главном телеканале страны проводятся не чаще, чем раз в несколько лет – в преддверие парламентских и президентских выборов – и строго ограничены пятиминутным регламентом и заранее согласованными со всеми инстанциями и даже оппонентами вопросами.

Содержательная сторона дискуссии министра и экономиста все-таки отступала на задний план, поскольку аргументы как Биртанова, так и Ошакбаева были хорошо известны до прямого эфира. Ничего радикально нового на дебатах не прозвучало, а по их итогам спарринг-партнеры, по собственному признанию, остались при своем мнении. К тому же принципиальные споры относительно введения обязательного медицинского страхования сегодня больше похожи на «махание кулаками после драки», поскольку соответствующий закон была принят почти два года назад – 16 ноября 2015 года. Два года было отведено на подготовку к реформе, а с 1 июля нынешнего года начался этап ее практической реализации.

Пожалуй, здесь важен сам прецедент публичных незапротоколированных дебатов как части открытого политического процесса. Политическое значение состоявшихся дебатов отметил политолог, представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов, написавший в своем аккаунте по поводу спарринга Биртанова с Ошакбаевым: «Я же говорил – с дальнейшим обеднением населения политика к нам вернется».

В этой связи интересна персона оппонента министра здравоохранения – экономиста Рахима Ошакбаева. Бывшего зампреда Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» и вице-министра по инвестициям и развитию можно смело причислить к истеблишменту – его сложно отнести к разряду самовыдвиженцев-общественников, глас которых зачастую не слышен в коридорах власти.

Очевидно, что занимаемая Ошакбаевым принципиальная позиция против продвигаемой реформы здравоохранения, которая, по мнению экономиста, не только ляжет дополнительным налоговым бременем на бизнес, наемных служащих и самозанятых, но и сделает для части казахстацев недоступными элементарные медицинские услуги, свидетельствует: часть истеблишмента скептически оценивает реформаторское рвение отдельных госуправленцев. В особенности, если эти реформы сопряжены с негативным социальным эффектом. Эти осторожность и благоразумие вполне уместны, если вспомнить, что предыдущая «смелая реформа» в сфере земельных отношений привела к протестам и митингам.

Во время дебатов Ошакбаев предложил министру здравоохранения признать, что так называемое медицинское страхование – это очередной налоговый сбор.

«Под видом прогрессивной реформы вы собираетесь собрать с миллионов казахстанцев по полторы тысячи тенге в месяц в так называемый Фонд обязательного медицинского страхования. Вы называете его страховым фондом. Но с точки зрения экономики – это не страховой фонд. Мы внимательно изучили вашу расчётную модель, которую вы представили правительству, когда обосновывали реформу. Вы гордо именуете её актуарной. На самом деле там нет ни одного актуарного расчёта. И те взносы, которые вы собираете, на самом деле не носят никаких признаков страхового платежа. Они никак не зависят от нашего возраста, состояния здоровья, возможности заболеть. Поэтому, господин министр, я призываю признаться, что это просто новый налог», - пригласил министра к откровенности Ошакбаев.

Экономист акцентировал внимание на том, как скажется этот дополнительный налог на самозанятых, особенно на селе.

«Вы подчёркиваете, что полторы тысячи тенге – это ничтожная сумма. Я рад за вас, но если вы посмотрите, доходы населения на селе – очень маленькие. И для большинства плательщиков этого нового налога такая сумма будет неподъёмной», - подчеркнул Ошакбаев.

Экономист убедительно показал, что вместо снижения расходов государства – а это, пожалуй, главный аргумент сторонников обязательного медицинского страхования – введение обязательного медицинского страхования приведет к росту обязательств бюджета.

Так, если в 2017 году расходы государства на гарантированные медицинские услуги составляют 939 млрд тенге, то в 2018 году, когда система медстрахования заработает, государство направит на обеспечение минимальным пакетом медуслуг 341 млрд тенге, тогда как его страховые взносы за льготные группы население – детей, пенсионеров, инвалидов и др. – составят 625 млрд тенге, то есть в совокупности расходы государства достигнут 965 млрд тенге. В 2019 году государственные отчисления за медстрахования вырастут до 782 млрд тенге, что вместе с другими бюджетными расходами составит 1 млрд 125 млн тенге.

Что касается доводов, озвученных на дебатах господином Биртановым, то они повторили давно продвигаемые Минздравом тезисы: за качественную медицину и квалифицированных врачей надо платить достойный деньги, причем желательно не из кармана государства – у него достаточно других расходов – а из кошельков граждан.

Биртанов привел цифры: в Казахстане расходы на медицину составляют порядка 250 долларов на человека в год, тогда как в развитых странах 3500 долларов, то есть более чем в десять раз больше. Причем большая часть этой разницы составляет размер заработные платы врачей «у них» и «у нас».

«Сегодня, имея такие низкие затраты на здравоохранение, мы должны обеспечить рост нашей системы... Граждане постоянно жалуются на вопросы доступности. То есть часто нет специалистов в поликлиниках. Приходится стоять в очередях. А те специалисты, которые нам нравятся, с высокой квалификацией, уходят в частный сектор», – посетовал министр.

Увеличивать государственные расходы на медицину дальше нельзя – они и уже сегодня баснословны, считает министр.

«Мы говорим: пусть государство продолжает собирать эти деньги и покрывать эти расходы. Рахим, вы как экономист должны знать, что деньги в экономике считаются не в номинальном выражении, а в отношении к ВВП. Так вот отношение к ВВП в наших расходах составляет 1,9% от ВВП. Всё, что мы можем дать от государства – это 2% от ВВП. И последние три года мы продолжаем тратить очень мало. В странах ОЭСР это в среднем 9% от ВВП. Так вот, где взять деньги? Вы говорите, пусть государство больше тратит на здравоохранение. Сегодня мы от бюджета государства тратим 12-13% на здравоохранение. Это такая же сумма, которую тратят в развитых странах. Если мы хотим больше, то нам нужно забирать деньги у школ, полиции, у министерства обороны. Это нереально. Поэтому во многих странах пришли к тому, что если мы хотим улучшить качество здравоохранения, нужна солидарная ответственность бизнеса, населения», - заявил Биртанов в ходе дебатов.

Что же, желание перенимать передовой опыт у развитых стран – похвально. Правда, как отметил Ошакбаев, казахстанские реформаторы, заимствуя лучшие практики, то ли не слишком вникают в детали, то ли идут на сознательное упрощение, и вместо сложных систем, коей является медстрахование, предлагают простые решения – очередной обязательный сбор, своеобразный «налог на здоровье».

Жанар Тулиндинова (Астана)

Поделиться: