Колонка раздраженного алматинца.

Дата:
Автор: Тимур Исаханов
Городское хозяйство Алматы – государство в государстве. Что больше всего беспокоит обычных жителей «южной столицы»?
Колонка раздраженного алматинца.

Курбан-айт – праздник и красный день календаря – на один день сдвинул школьные линейки. Тем не менее крупнейший мегаполис Казахстана в довольно типовом режиме окунулся из периода отпусков через перемычку в виде подготовки к школе в трудовые будни. Настало новое трудное время для городских чиновников.

Городское хозяйство Алматы – государство в государстве. Это электричество, вода, транспорт, рекреационные зоны. Энергетическая инфраструктура мегаполиса вроде бы прошедшим летом обновлялась. По крайней мере, именно установкой нового оборудования объяснялись регулярные отключения электроэнергии в достаточно крупных районах Алматы. Лакмусовой бумажкой качества всех этих действий станет зима, когда нагрузка на электросети объективно возрастет. Например, подстанция на пересечении улиц Розыбакиева и Утепова в свое время сгорела после модернизации потому, что установили новое оборудование на входе и выходе, тогда как центральные блоки остались старые. Они-то и не выдержали возникшей нагрузки.

Прорывы водопровода – это ежедневная картинная южной столицы. Аварийные машины в компании с экскаваторами и строительными рабочими все лето оставались частью городского пейзажа, и наступившая осень картины не поменяла. Здесь ничего нового не строится – латается старое.

Однако больше всего проблем сейчас ощущается на транспортном направлении. Первой ласточкой назревших перемен стала школьная линейка 2-го сентября, а во всей красе транспортная «недвижимость» проявила себя в первый осенний рабочий понедельник.

Если в 1988 году в тогда еще Алма-Ате было зарегистрировано 40 тысяч личных автомобилей, то в настоящее время их 720 тысяч. Разумеется, транспортная сеть и близко не увеличилась во столько раз. Акимат тем временем на ключевых магистралях сделал «выделенки» – это специальные полосы для общественного транспорта. Другими словами, там, где раньше автомобили двигались в 3 полосы их стало 2, а где функционировали 2 полосы, там общедоступной стала 1.

Альтернативы? Тут все сложно. Количество маршрутов общественного транспорта сокращено, а внутри них стало меньше автобусов и троллейбусов. Трамваи вообще ликвидированы как вид. Метро Алматы хоть и перестало быть аттракционом для отдыхающих, после того как его дотянули одним концом до окраины «спальника», но полноценным городским транспортом при нынешних темпах строительства оно еще десять лет точно не станет.

Велосипеды? Возможно. Сейчас специальных арендных стоянок с логотипом «Самрук-Казына» в городе становится все больше. Однако Алматы – это близко не Амстердам. Речь не о популярности велотранспорта как такового. Просто в южной столице Казахстана велосипедные дорожки и вообще что-либо пригодное для передвижения на велосипеде имеет фрагментарный характер и не связано не только в единую сеть, но каждый отдельный участок редко когда бывает протяженным. Для прогулок такое еще сгодится, а как способ попасть из точки А в точку Б уже нет.   

Еще одной новацией городских властей стали заборы, ограды и оградки практически по всей городской черте. Специальные бригады рыскают по мегаполису и срезают ограждения вокруг парков, скверов и офисов. Если борьбу с незаконными ограждениями на проезжей части и пешеходных зонах вполне можно объяснить, то ликвидация сетки рабица вокруг цветников внутри дворов многоквартирных домов – это явно лишнее.

И еще обо одном – наболевшем. О круговороте мигрантов и эмигрантов в нашей южной столице. В Алматы продолжается приток мигрантов в поисках заработка. Раньше место для новых горожан в какой-то степени освобождалось «старыми», которые продавали жилье и уезжали на ПМЖ за границу (в первую очередь в Россию и страны Запада). После девальвации и обвала цен на рынке жилья отток алматинцев за рубеж снизился. Дома и квартиры продаются, но не покупаются, из-за этого потенциальные эмигранты не могут получить необходимый капитал для выезда и тормозятся в мегаполисе. Получается эффект отложенной эмиграции, когда намерение выехать есть, а возможностей для этого нет.    

Продолжение следует 

Теги: Казахстан

Поделиться: