Стратегия-2050 устарела? 10 факторов, которые заставят Казахстан меняться

Дата:
Автор: Санжар Бокаев
Стратегия-2050 устарела? 10 факторов, которые заставят Казахстан меняться

Как нередко показывает история, лидирующие позиции в глобальной экономике и политике занимают только те страны, чья внешняя и внутренняя политика подкреплены эффективной государственной стратегией. Крупнейшая на сегодня для РК – «Казахстан-2050» – была представлена еще в 2012 году, между тем, в мире произошло немало изменений. Что может заставить Казахстан изменить свое видение будущего?

Стратегии Казахстана: зачем так часто менять?

Стратегический инструментарий во многих странах появился ещё в 90-е годы прошлого века благодаря усилиям таких международных организаций (ООН, Всемирный Банк и др.), повсеместно рекомендовавших активнее внедрять стратегические подходы1.Так, в Республике Казахстан в 1997 году появилась Стратегия «Казахстан-2030». Она же, по заверению властей, была выполнена досрочно.

В 2012 году под предлогом глобальных изменений на смену «2030» приходит «Казахстан-2050». Реформирование государственного аппарата, децентрализация управления, защита материнства и детства, а также многие другие задачи, поставленные в Стратегии-2050, решались разными правительствами с переменным успехом.

Сегодня содержание «Казахстан-2050» требует тщательного анализа. Почему?

Во-первых, устарели некоторые задачи и направления – «третья индустриальная революция», обозначенная в качестве седьмого вызова, как минимум. 

Технологии шагнули за эти годы вперед, сегодня мир наблюдает уже индустриальную революцию 4.0.

Во-вторых, над стратегией следует работать постоянно. Транснациональные корпорации пересматривают стратегии развития каждые 3 года, нанокорпорации и «бирюзовые компании» – все вносят изменения в стратегические документы по нескольку раз в год. 

В-третьих, пересмотра стратегии требуют складывающиеся внешние и внутренние факторы, с учетом которых необходима корректировка национальной Стратегии. 

Пять внешних факторов, которые нужно учитывать

  • В феврале 2020 года США представили обновленную стратегию в отношении Центральной Азии до 2025 г.
  • Китай усиливает работу в рамках программы «Один пояс – один путь», которая отводит особое внимание экономической, а также инфраструктурной интеграции со странами ЦАР.
  • В 2019 году Европейская комиссия и Верховный представитель Европейского cоюза по иностранным делам и политике безопасности представили новую стратегию по более тесному сотрудничеству и расширению связей между Европой и Азией.
  • В июне 2020 года утверждена новая Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года, которая будет оказывать влияние на весь Евразийский регион.
  • Узбекистан продемонстрировал наличие собственной разработанной национальной Стратегии, способной оказать влияние на региональные процессы в Центральной Азии в среднесрочной перспективе.

Пять внутренних факторов, которые нужно учитывать
  • Стратегические документы Казахстана разнородны, не выстроены нормативно, и, по сути, не оказывают прямого влияния на государственную политику и органы власти. В этом контексте государственные программы крайне сложно взаимосвязаны между собой, и как будто не дополняют друг друга. Потому иногда складывается впечатление, что каждое министерство проводит свою политику, в отрыве от Стратегии-2050.
  • Недостаточно эффективная экономическая политика, которую на себе ощутили многие казахстанцы в последние годы, особенно на фоне внешних вызовов, привела к ухудшению социально-экономических показателей и расслоению общества.
  • Партийная система в целом отражает не всю палитру общественных мнений, и есть определенные вопросы к качеству проводимости ей идей и интересов различных социальных слоев.
  • Меры социального развития в период пандемии удовлетворили только часть населения, а ко всему прочему, фактор пандемии отдельно сам по себе привел к усталости общества
  • Актуализированные запросы со стороны общества на политические реформы, демократизацию и социальную справедливость.

Последний пункт, крайне важен для понимания конечной аудитории Стратегии. Ведь документ пишется высшими эшелонами не только для власти, но и в качестве локомотива необходимых изменений. 

Национальная Стратегия нужна, прежде всего, для всего общества, которое должно понимать стратегию развития и участвовать в ее реализации. 

Поэтому документ стоит наполнить конкретными программами, оживить и приблизить к реалиям сегодняшней жизни. Это также важно и для внешних инвесторов – им нужен привлекательный образ страны, в которой наблюдается не просто не преемственность управления, а преемственность развития.

Пять столпов новой стратегии: ключевые точки опоры

При разработке любой стратегии сразу важно понимать: как, когда и кем, будет осуществляться мониторинг и оценка реализации ее различных этапов. Все показатели должны быть измеряемыми. 

1. Направление для стратегии – Справедливое государство, приоритетами которого являются закон и права граждан. Справедливое государство – это государство, к которому подавляющее большинство населения выражает доверие и поддерживает осуществляемое им управление. Так, справедливое государство, аккумулируя волю населения, должно выступать главным фактором обеспечения верховенства закона, развития политической системы и социального благополучия.

Возможная система оценки  WJP-индекс верховенства закона, ежегодно публикуемый организацией World Justice Project (WJP). Это годовой отчет, основанный на результатах опроса более 130 000 домашних хозяйств и 4000 практикующих юристов и экспертов по всему миру.  В 2020 году Казахстан в общем рейтинге «правового государства» занял 62-е место из 128 стран. Самые низкие показатели были по судебной системе и прозрачности государственного аппарата.

2. Направление для стратегии – Социально эффективная стратегия развития, которая обеспечит устойчивый экономический рост, увеличение занятости, снижение уровня инфляции и справедливое распределение доходов. Все указанные факторы имеют прямое влияние на каждого гражданина, его сопричастность к успехам страны, социо-психическое, физическое и эмоциональное состояние. 

Возможная система оценки  Рейтинг самых счастливых стран мира (по версии ООН). В первую десятку вошли Дания, Швейцария, Исландия, Норвегия, Нидерланды, Швеция, Новая Зеландия, Австрия и Люксембург. Среди стран СНГ на 38-м месте оказался Узбекистан, Казахстан занял 50-е место рейтинга. Россия, Кыргызстан и Беларусь расположились на 73-м, 74-м и 75-м местах.

3. Направление для стратегии –Создание условий для развития бизнеса. В условиях пандемии в Казахстане, как и в большинстве стран, больше всего пострадал малый и средний бизнес. Сейчас важны новые инструменты государственной поддержки бизнеса. И от того, как государство справится с данной задачей, будет зависеть национальная экономика в ближайшие годы. 

Возможная система оценки  Исследование Всемирного банка «Ведение бизнеса». Высокий рейтинг легкости ведения бизнеса означает, что нормативно-правовые условия более благоприятны для создания и функционирования местной фирмы. Казахстан и Россия обычно входят в первую 30-ку стран. Ежегодно рейтинг возглавляют Новая Зеландия, Сингапур, Гонконг, Дания, Корея и США.

4. Направление для стратегии – Самодостаточная страна, способная накормить свой народ. COVID 19 продемонстрировал всему миру и каждой стране, насколько важна продовольственная безопасность.

Возможная система оценки  Глобальное исследование стран мира по уровню продовольственной безопасности (The Global Food Security Index), ежегодно публикуемое исследовательской компанией The Economist Intelligence Unit. Казахстан занимает 48 место и уступает, к примеру, Республике Беларусь – 36 место и Российской Федерации – 42 место.

5. Направление для стратегии – Реальное участие народа в управлении страной. Развитие демократических институтов.

Возможная система оценки  Казахстан занял 139 место из 167 стран с индексом 2,94 в данной сфере. Пока – это низкий результат.

Ключевые элементы реализации государственной стратегии

Иными словами, что нужно для реализации новой стратегии и в какой последовательности.

Бокаев-min.jpg

Таким образом, для реализации Стратегии будет создана необходимая архитектура, позволяющая динамично реагировать на появляющиеся вызовы, корректировать задачи и контролировать эффективность реализации ее отдельных этапов, коммуницировать с аудиториями для создания прочного фундамента идеологической поддержки. Граждане Казахстана также должны знать, в какой точке Стратегии они находятся в данный момент, разделять ее основные фундаментальные показатели и хотеть ее успешной реализации, ощущая в этом личную и коллективную социальную пользу.

Практические рекомендации:

1. Пересмотреть и скорректировать Стратегию 2050. Проанализировать государственные программы на соответствие целям и задачам Стратегии. 

2. Пересмотреть стратегические программы, провести их аудит, проанализировать отраслевые госпрограммы. Качественно оценить инструменты реализации, выделить ключевые проблемы и пути устранения. 

3. Обеспечить широкое обсуждение новой стратегии в обществе. Ведь важным условием эффективности стратегии является широкое общественное участие, понимание и поддержка со стороны граждан. Это должно консолидировать общество, заставить проникнуться некой общей национальной идеей, которая будет выражаться через Стратегию развития. Важно подключить к работе экспертное сообщество: экономистов, политологов, социологов, маркетологов и специалистов по продвижению 

4. Определить среднесрочный горизонт проводимой политики и программ Стратегии, где на первом плане будут качество и успех их исполнения. 

Написать хорошую стратегию с ясными целями – это только половина дела. Важно устранить разрыв между планами и реальными процессами, не спустив все на уровень банальной отчетности и PR, как это часто бывает. 

5. Принятие новой Стратегии государства может быть инициировано Президентом РК Касым-Жомарт Токаев на заседании Совета Безопасности РК. 

При этом разработку пакета мер для реализации Стратегии целесообразнее всего поручить уже новому составу правительства, как минимум, в части ответственных за отдельные направления. 

В итоге, национальная социально-экономическая Стратегия должна стать не просто толстой стопкой распечатанных документов для чиновников, а должна быть понятным и реально реализуемым ориентиром, как для внутреннего потребителя, так и для внешнего мира конкурирующих экономик. 

 



[1] UN DESA. «Assessment Report on National Sustainable Development Strategies». 17. Division for Sustainable Development. 2004. URL: http://www.un.org/esa/sustdev/ natlinfo/nsds/nsds.htm (дата обращения 16.01.2012).


Поделиться: