Сергей Рекеда: Трудная ноша Нурлана Ермекбаева

Дата:
Автор: Сергей Рекеда
Религиозное образование в Казахстане: кто управляет процессами и есть ли альтернатива духовному образованию в арабских странах?
Сергей Рекеда: Трудная ноша Нурлана Ермекбаева

Несколько молодых казахстанцев в ночь с 19 на 20 июля были задержаны сотрудниками спецслужб Египта. Спустя десять дней представители Службы национальной безопасности Египта сообщили о депортации всех задержанных слушателей языковых курсов в Каире на Родину. Причины задержания шестерых граждан РК в Египте пока не разглашаются. Вполне вероятно, что речь может идти о каком-то недоразумении. Однако информационная картина вокруг этого события говорит об обратном.

Например, популярные казахстанские сетевые ресурсы разместили на своих страницах информацию (http://www.zakon.kz/4871396-ministr-ermekbaev-vyskazalsya-o.html) о возвращении молодых казахов в страну, сопроводив «новостное включение» комментариями Министра по делам религий и гражданского общества РК Нурлана Ермекбаева. Судя по всему, вероятность того, что речь идет о проблемах, связанных с религиозным образованием (под вывеской языковых курсов), достаточно велика.

В кратком комментарии министр еще раз повторил мысль, которую неоднократно транслировал с момента своего назначение на пост. Молодые казахстанцы, получающие образование в странах Востока без официального направления ДУМК, подвергают себя совершенно ненужному риску: «эти риски существуют не только для тех, кто едет за религиозным образованием. У нас сегодня тысячи студентов учатся за рубежом по другим специальностям. Они тоже могут попасть под влияние и преступных групп, и религиозных радикалов. Это общая проблема».

Однако вариантов ее быстрого и эффективного решения на данный момент не просматривается. Казахстанская альтернатива духовному образованию в арабских странах все еще до конца не прочерчена. Духовное управление мусульман Казахстана разработало концепцию развития религиозного образования до 2020 года, но ее реализация требует серьезной финансовой и кадровой подпитки. Как и в Россиисуществует серьезный дефицит кадров, способных эффективно работать в данной сфере.

Есть варианты получить духовное образование в Алматы, где хорошо известен Университет исламской культуры «Нур-Мубарак». Его выпускники  работают имамами и наиб-имамами мечетей во всех регионах Казахстана. Но это единственный во всей стране центр высшего образования в духовной сфере.

Специализироваться на теологических вопросах можно и в Туркестане, где работает международный казахско-турецкий университет имени Ходжа Ахмеда Ясави. Но, обратите внимание, все это структуры, образованные с участием Турции и Египта.

Соответственно, преподавательская деятельность по этим направлениям ведется с учетом зарубежных программ и с привлечением иностранных ученых богословов. Подобная «зависимость» от внешнего фактора в свое время стала причиной общественных дискуссий в ряде регионов Грузии, прежде всего, Аджарии, где процесс духовного образования на какой-то момент оказался под практически полным контролем турецкой стороны.

Есть 9 медресе, среди которых выделяются "Ушконыр", "Шымкент", "Сарыагаш" в Южно-Казахстанской области, которые в 2016 году получили статус колледжа и специальные гранты на подготовку религиозных кадров, а по новым учебным программам и светских специалистов.Если в Университете "Нур-Мубарак" обучаются более 1000 студентов, то в девяти медресе около 1300 учащихся. И очевидно, что эти кадры не могут полностью перекрыть потребности казахстанских регионов. Особенно в условиях, когда религиозное образование все активнее конкурирует со светским. 
Вот и едут  молодые казахи за просвещением в страны арабского мира. Заканчиваются эти истории, увы, по-разному. 

Поэтому перед Нурланом Ермекбаевым стоит нелегкая задача. Возможно, что в какой-то степени нашим евразийским партнерам поможет российский опыт продвижения единых образовательных  стандартов и программ  для всех типов исламских учебных заведений. Необходимо двигаться в сторону стандартизации и унификации исламского образовательного пространства на территории Казахстана, сочетать в учебных программах духовные и светские начала.


Но в основе всего лежит общая для Казахстана и России проблема кадров. Без ее немедленного решения любая, даже самая прогрессивная модель останется на бумаге.


Теги: Казахстан

Поделиться: