Аза Мигранян: «Казахстан может предложить базу для создания конкурентоспособного уранового кластера с участием России и Китая»

Дата:
Автор: Ольга Казанцева
Аза Мигранян: «Казахстан может предложить базу для создания конкурентоспособного уранового кластера с участием России и Китая»

Казахстан, имея серьезные наработки двустороннего инвестиционного взаимодействия с КНР, может эффективно содействовать расширению формата сопряжения евразийского интеграционного проекта и китайской глобальной инициативы «Один пояс – один путь» в интересах государств-партнеров по ЕАЭС.  Одно из перспективных направлений в этом смысле – развитие урановой отрасли. Такое мнение в ходе круглого стола «Казахстан – модернизация 3.0» высказала российский эксперт, ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института экономики РАН, заведующая отделом экономики Института стран СНГ Аза Мигранян.

Комментируя успехи сотрудничества Казахстана и Китая, изложенные в презентации казахстанского эксперта, синолога, руководителя China center Адиля Каукенова (http://iq.expert/aktsenty/ekspertnye-otsenki/?ELEMENT_ID=380), Аза Мигранян акцентировала внимание на вопросе баланса национальных и «коллективных» интересов в процессе сопряжения евразийского интеграционного проекта и китайского мега-проекта «Один пояс – один путь».

- Хотим мы того или не хотим, у каждой страны есть свои национальные интересы, которые каждая страна имеет право защищать. Все это объяснимо, понятно, и никаких претензий в этом отношении нет. Поскольку, независимо от того, насколько мы интегрированы, национальные интересы на определенном этапе развития экономик будут превалировать. Однако в условиях, когда Китай не только для Казахстана, но и для России, а также для всего остального мира, является основным потенциальным инвестором, возникает то, что принято красиво именовать «окнами возможностей». И если мы говорим о казахстанском опыте достаточно серьезных наработок в плане двустороннего инвестиционного взаимодействия с Китаем, то возникает вопрос: почему бы в рамках проекта переноса 52 производств в Казахстан, который китайская сторона уже осуществляет, не создать платформу взаимодействия с союзниками по ЕАЭС? – задалась вопросом эксперт.

По мнению Азы Мигранян, в процессе реализации инициативы переноса ряда китайских производств на территорию Казахстана целесообразно «на берегу» обсуждать с партнерами по ЕАЭС детали сопряжения по каждому предприятию конкретно, с тем, чтобы определять возможные рынки сбыта продукции этих предприятий, каналы логистики и сопровождения.

- Полагаю, в процессе коллегиального обсуждения возникнут интересные предложения по усилению этих двусторонних проектов, откроются дополнительные возможности выхода на внешний рынок и с большим размахом. Это ресурс перспективного развития, который предполагает взаимную выгоду на основе компромиссов, - считает эксперт.  

В качестве еще одной перспективной базы, которую Казахстан может предложить для создания широкомасштабного конкурентоспособного кластера с участием России и Китая, эксперт назвала урановую отрасль.

По ее убеждению, это ниша потенциально выгодного взаимодействия с учетом собственного потенциала республики, возможностей использования российских технологий, а также с учетом китайских потребностей.

- Сегодня экономика развивается таким образом, что недостаточно просто заниматься модернизацией и пытаться догнать развитые страны. Нужно опережать их точечно в каких-то конкретных наукоемких отраслях и, опережая, создавать свои собственные конкурентные платформы на годы вперед. Одна из таких потенциальных платформ – урановая отрасль, - подчеркнула Аза Мигранян.

Эффективность «точечной» тактики эксперт прокомментировала также с позиций перспектив создания зоны свободной торговли между ЕАЭС и КНР. По ее мнению, в настоящее время абсолютно оправдан дискурс о заключении соглашения о преференциальной торговле. Однако продвижение конкретных проектов, не исключено, сделает обоснованным разговор и о переходе к ЗСТ.

- Если мы будем более предметно обсуждать и учитывать коллективные интересы, возможно, сможем перейти к режиму свободной торговли с Китаем, но не повсеместно, а по отраслевому признаку, по региональному, по каким-то конкретным проектным точкам. На мой взгляд, эти возможности прежде всего необходимо обсуждать на уровне экспертных сообществ, в экспертной среде, которая определенным образом влияет на принятие решений. Если мы будем детально прорабатывать определенные ниши, от этого будет больше пользы, - отметила А.Мигранян.

По словам эксперта, согласование коллективных интересов и формулирование коллегиальных позиций от лица ЕАЭС во взаимодействии с третьими странами обеспечит инициаторам двусторонних проектов необходимый «вес» и больший простор для маневров. В особенности это актуально в отношении такого глобального актора, как Китай. 

Поделиться: