Недопонятая программа: печальная судьба «Рухани Жангыру» в Казахстане

Дата:
Автор: Газиз Абишев
Недопонятая программа: печальная судьба «Рухани Жангыру» в Казахстане

Государственный аппарат Казахстана не понял программу «Рухани Жангыру» и превратил её в профанацию. С этим нужно что-то делать, ведь посылы, изложенные в документы, до сих пор актуальны.

12 апреля 2017 года Нурсултан Назарбаев выпустил статью под названием «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Слово «модернизация» - ключевое, ведь на волне роста национального самосознания в Казахстане начали все чаще проявляться признаки архаизации общества: похищение невест, многожёнство, кумовство, погружение в религию, народное целительство и прочие «прелести» средневекового уклада жизни. 

Если сформулировать суть программы «Рухани Жангыру» коротко, то получается следующее: да, в рамках исторического процесса необходимо сохранить казахскую культуру, но, вместе с тем, необходимо произвести модернизацию культурного кода по ряду направлений. Нет ничего зазорного в том, чтобы избавиться от плохого, оставив хорошее и переняв полезное. «РЖ» обращает внимание на следующие направления (в скобках – авторская интерпретация, с учетом общего духа программы): 

1) Конкурентоспособность (стать конкурентоспособными, как немцы),  

2) Прагматизм (быть прагматичными, как израильтяне),  

3) Сохранение национальной идентичности (сберечь свою культуру, как японцы),  

4) Культ знания (все должны грызть гранит науки, как китайцы),  

5) Эволюционное, а не революционное развитие Казахстана (политическая и экономическая модернизация должна идти постепенно, без рывков, как у британцев),  

6) Открытость сознания (способность принимать и адаптировать новые идеи, как это делают американцы).  

«Открытость и восприимчивость к лучшим достижениям, а не заведомое отталкивание всего «не своего» – вот залог успеха и один из показателей открытого сознания. Если казахстанцы будут судить о мире из окон своих домов, то можно и не увидеть, какие бури надвигаются в мире, на материке или в соседних странах. Можно не увидеть леса за деревьями, можно не понять даже внешних пружин, которые заставляют нас иногда серьезно менять подходы», - отмечается в программной статье.  

Фактически, «Рухани Жангыру» обращается к консервативным кругам, включая людей национал-патриотических взглядов и антизападников с «советским складом сознания»: Казахстан не должен поддаваться эмоциям и популизму, закрываясь от международных трендов. Можно сохранить национальную культуру и быть современной нацией, с хирургической точностью избавившись от тянущих назад пережитков. 

Однако, популярной в массах программа не стала. Причин тому несколько. 

Во-первых, понятный продвинутым кругам, тезис о необходимости отхода от некоторых дремучих средневековых традиций не был сформулирован достаточно четко для провинции. В тексте статьи идея искусно скрыта среди множества фраз, в которых не хватает конкретных примеров архаики и пережитков. Возможно, это делалось дабы не вызывать слишком сильного сопротивления со стороны консервативных кругов, которые могли бы обвинить элиты в манкуртизме и пренебрежении казахской культурой.  

Во-вторых, суть программы не была разъяснена на центральном уровне, многие эксперты и СМИ сами не поняли, в чем заключается основная красная линия смысла «Рухани Жангыру», а потому в основном занимались восхвалением объекта в целом, а также его мелких частностей. 

И в-третьих, чиновники на местах восприняли «Рухани Жангыру» как гуманитарную программу национального возрождения, то есть фактически сделали прямо противоположные выводы тем, что были изначально заложены в программу.

В итоге реализация «Рухани Жангыру» пошла совсем не по той дорожке. Это в начале 2018 года был вынужден признать и сам Нурсултан Назарбаев. «А есть акимы, которые свою ежедневную работу записывают как работу в рамках «Рухани жаңғыру». Постоянную работу – проведение фестивалей, спортивных состязаний акимы заявляют, что провели в рамках «Рухани жаңғыру». Но это же профанация. Это значит, что они не понимают, что такое "Рухани жаңғыру», - заявил он на одном из совещаний. Подобных случаев действительно немало. В Акмолинской области под эгидой «Рухани Жангыру» переименовали в честь казахских биев несколько улиц. В Туркестанской области в рамках «Рухани Жангыру» состоялось проведение верблюжьих гонок. В Мангистауской области сшили специальный шапан для футболиста Криштиану Роналдо. Всех обогнала Павлодарская область: здесь под «Рухани Жангыру» записали и чемпионат по ползанию среди годовалых малышей, и конкурс бата (национальных казахских молитв) среди пожилых людей, и конкурс песен среди полицейских, и даже модернизацию водопровода в туристическом районе.

Получается, Казахстан стоит на развилке: идти по пути современного либерального общества с сохранением национальной культуры, устаревшие элементы которой переведены в декоративное состояние, по примеру Японии, Южной Кореи и государств Евразии. Либо подходить к вопросу развития национального самосознания с иранской тотальностью, отвергая все новое в пользу условно-исконного. От того, какой выбор сделает страна, зависит ее будущее.

«Рухани Жангыру» как бы намекает: одним из любимых национальных традиций испанцев в X-XII веке было сжечь на костре 2-3 ведьмы. Сейчас испанцы от этой традиции отказались и не потеряли ни своей культуры, ни своего государства. Казахи могут сделать так же, главное – правильно разобраться, что сохранить, от чего избавить, чему научиться.

С уходом Марата Тажина – вдохновителя и куратора «Рухани Жангыру» - с высоких должностей в Администрации Президента, актуальность главной идеи программы не исчезла. Казахстан раскалывается на две части – продвинутые образованные жители мегаполисов и стремительно архаизирующиеся провинция и село. Снижается общая конкурентоспособность и нарастает ценностный конфликт. Достичь своих основных целей – сохранение в историческом процессе и построение устойчивого успешного государства – Казахстан сможет, лишь приняв самые современные международные ценностные установки.

Другими словами, потерпевшая фиаско «Рухани Жангыру», скорее всего, будет перезагружена, переназвана и перезапущена вновь. Для того, чтобы она достигла своей цели, необходимо следующее: 

- провести масштабное социологическое исследование о «состоянии умов» в казахстанском обществе, определить, какие регионы и демографические группы находятся в зоне риска безвозвратной архаизации, и в какой степени рискует каждая из них;

- сформулировать программу с предельно четкими и понятными тезисами о недопустимости возвращения к средневековому социокультурному укладу;

- провести открытую общенациональную дискуссию о модернизации общественного сознания и эволюции ценностей;

- таргетировать эту программу по группам риска (то есть, нет необходимости продвигать ее с особенным упорством в Алматы и Астане, но жизненно необходимо – в обширных провинциях).

Если сделать все достаточно масштабно и качественно, Казахстан еще может исправить ситуацию и не превратиться в Монголию или Пакистан.

ИАЦ является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.    

Теги: Казахстан

Поделиться: