Кыргызские эксперты: После 12 августа проблемы будут у мелких экспортеров

Дата:
Автор: Евгений Погребняк
12 августа закончится двухлетний переходный период пребывания Кыргызстана в Евразийском экономическом союзе. Теперь кыргызстанским предпринимателям необходимо производить свою продукцию по всем принятым в союзе регламентам.
Кыргызские эксперты: После 12 августа проблемы будут у мелких экспортеров
12 августа закончится двухлетний переходный период пребывания Кыргызстана в Евразийском экономическом союзе. Теперь кыргызстанским предпринимателям необходимо производить свою продукцию по всем принятым в союзе регламентам.

Как заявил начальник управления технического регулирования и метрологии Министерства экономики КР Султан Ахматов, нововведения главным образом коснуться пищевой промышленности и экспортёров.

«С 12 августа в силу вступят 18 технических регламентов, львиная доля которых коснется пищевой продукции. Среди них еще числятся технические регламенты по легкой промышленности, а также специфические регламенты по пиротехнике, железнодорожному транспорту и безопасности лифтов. Производителям для вывоза своей продукции в страны ЕАЭС теперь необходимо пройти сертификацию по новым техническим регламентам, - пояснил Ахматов.

По мнению независимых экспертов, кыргызстанский бизнес не готов полностью к новым правилам, и ряд предпринимателей неизбежно пострадают.

Экономист Нургуль Акимова считает, чтопроблемы в первую очередь возникнут у мелких производителей.

«29 кыргызстанских предприятий уже внесены в реестр ЕЭК, так как они доказали свою надежность. Вообще крупные производители подошли к окончанию переходного периода пребывания в ЕАЭС достаточно подготовленными. Основные трудности могут возникнуть у мелких бизнесменов, работающие в пищевой промышленности, которые не могут позволить себе технологов. Похожая ситуация будет и у предпринимателей, занятых в сфере легкой промышленности - если кто и пострадает, то, скорее всего, мелкие производства», - поясняет Акимова.

Что касается производителей, работающих для внутреннего рынка, то они не почувствуют больших перемен, потому что кыргызстанские инспектирующие госорганы не в полной мере готовы к проверке качества их продукции, наличия всех необходимых сертификатов.

«В то время как другие страны-члены ЕАЭС готовы и будут жёстко требовать от наших экспортеров сертификат происхождения товара. Это делает особенно актуальной проблему повышения уровня квалификации менеджеров и условий производства», - говорит экономист.

По мнению специалиста в области экономики Кубана Ашыркулова, трудности, с которым столкнутся кыргызские предприниматели после 12 августа, будут временными.

«Сейчас все ждут 12 августа, когда вступят в силу 18 технических регламентов. Тогда, возможно, некоторые предприятия столкнутся с трудностями. Временно. Будучи членами ЕАЭС, нам нужно думать о том, что полезно для нас, отстаивать национальные интересы, но соблюдать технические регламенты. Правительство же ведет работу по адаптации кыргызской экономики под условия технических регламентов, продолжает вести разъяснительную работу среди населения», - говорит экономист.

Акимова также указывает на проблемы, связанные с обеспечением своевременного пропуска транзитных товаров на границах между странами-членами ЕАЭС, что во многом являются результатом несогласованных действий соседних государств.

«Сегодня не в полной мере используется ускоренный пропуск автотранспортных средств согласно положениям Конвенции МДП. Вероятно, это связанно с отсутствием единой технологии оформления транспортных средств и грузов, соседние страны не внедряют совместный контроль (одна остановка на границе двух стран). По сути, простой автомобиля на границе влечет срыв сроков перевозки, а значит применение партнерами перевозчику штрафных санкций».

Помимо несовершенства таможенных процедур, на пути экспортно-импортных и транзитных грузопотоков существуют технические и технологические трудности, связанные, прежде всего с необходимостью осуществлять перегруз на границе. До сих пор в странах ЕАЭС не внедрена единая электронная система, обеспечивающая прослеживаемость товаров, констатирует эксперт.

«Пока что используемые таможенными органами технологии не позволяют оперативно досматривать груз. Погранпереходы оснащены устаревшим оборудованием, в контролирующих службах недостаточно развиты системы электронного документооборота. Таможенный контроль чаще всего предполагает проведение целого комплекса трудоемких и длительных разгрузочно-погрузочных работ, на что уходит в среднем по два-три часа. Расходы мероприятия оплачиваются за счет перевозчика», - поясняет экономист.

Акимова указывает на то, что сложности, выраженные в технических и нетарифных требованиях, могут стать причиной снижения конкурентоспособности региональной автотранспортной системы и потерей рыночной доли предпринимателя. При этом деятельность контролирующих органов так или иначе становится предметом «торга», приобретая коррупциогенный характер.

«Вместе с тем, процессуальной нормы, защищающие права перевозчиков в случае необоснованной задержки, а также при превышении должностных полномочий таможенных органов, в юрисдикции ЕАЭС не предусмотрено. Также нет какого-либо фонда за счёт, которого предприниматели могли бы возместить понесенные убытки по вине администраторов процесса», - заключает Акимова.


Поделиться: