Н. Еримбетов: «Омбудсмен – человек с превентивным мышлением»

Дата:
Автор: Дарья Чижова
Омбудсмен АО «Самрук-Казына» о целях и задачах медиаторов между бизнесом и государством в Казахстане.
Н. Еримбетов: «Омбудсмен – человек с превентивным мышлением»

Понятие «омбудсмен» вошло в социально-политический глоссарий Казахстана с момента обретения независимости, когда республика взяла курс на построение демократического правового государства. Однако если в широком общественном смысле миссия омбудсмена достаточно определена и понятна, то в формате корпоративного управления она для многих пока еще остается загадкой. О том, как реализуется эта миссия в масштабах национальной компании, рассказал омбудсмен АО «Самрук-Казына» Нурлан Еримбетов.  

- Нурлан Кенжебекович, чуть более месяца назад вы были назначены на должность омбудсмена АО «Самрук-Казына». На сайте компании миссия омбудсмена сформулирована предельно лаконично: должностное лицо, способствующее внедрению и соблюдению в АО положений Кодекса деловой этики. Невольно возникает вопрос: либо с соблюдением деловой этики все очень плохо, либо миссия омбудсмена гораздо шире? Что реально стоит за этой позицией?

- Безусловно, миссия омбудсмена в крупной национальной компании не ограничивается лишь вопросами соблюдения деловой этики сотрудниками. Она  гораздо шире, иначе не было бы смысла введения института омбудсмена в структуру управления АО.

Если отталкиваться от исходных смыслов и определений, то омбудсмен – это уполномоченное лицо, функция которого – обеспечение справедливости и соблюдения законных интересов определенных групп во взаимодействии друг с другом. В более привычном нам понимании эта функция реализуется в отношениях между гражданами и органами власти.  Несмотря на то, что эти взаимоотношения определены законодательно, очень часто в них проявляется неравенство «весовых категорий», возникают ситуации, когда конкретный человек, выступая более слабым звеном, не может пробить броню бюрократической машины и отстоять свои законные права.

Самостоятельно противостоять и противодействовать оппонентам в лице, например, государственных органов, в решении споров зачастую бывает крайне сложно. В этом процессе необходима помощь компетентного, независимого и справедливого медиатора, который призван беспристрастно разрешать конфликтные ситуации, обладает необходимыми компетенциями, чтобы  защитить права человека, и полномочиями, чтобы добиться признания и устранения ошибок от стороны, поправшей эти права.

Аналогичные функции, только в масштабах конкретной структуры, возлагаются на омбудсменов крупных компаний, где «зона ответственности» формируется взаимоотношениями между сотрудниками и управленческим аппаратом, работниками и работодателем.

Не слишком ли узкая зона ответственности, спросите вы? Судите сами: АО «Самрук-Казына» - это не просто компания-гигант, это холдинг гигантов, таких, как  «КазМунайГаз», «Казақстан темір жолы», «Казпочта», «Казатомпром». Деятельность компаний группы охватывает географически всю республику. А в каждом из регионов Казахстана существуют свои специфические особенности, которые нужно учитывать.

То есть потенциально конфликтогенных факторов более чем достаточно. И с учетом этих факторов суть миссии омбудсменов я вижу в упреждающей деятельности, в способности превентивно мыслить, выявлять самые ранние предпосылки развития конфликтных ситуаций и устранять их.

- Вы сказали омбудсменов во множественном числе? Что это значит?  

- Это значит, что помимо омбудсмена АО «Самрук-Казына» существуют еще омбудсмены в каждой из портфельных компаний группы.

К слову, институт омбудсмена в национальной компании де-факто действует с 2011 года. Но только в прошлом году он оформился де-юре и получил официальное закрепление в новом Кодексе корпоративного управления АО «Самрук-Казына».

Как вы отметили, я недавно вступил с должность, но уже успел познакомиться с коллегами-омбудсменами, работающими в компаниях группы «Самрук-Казына». Могу констатировать: это люди, соответствующие возложенной на них миссии и по уровню профессиональных компетенций, и по уровню общественного веса.

- Не подменяет ли собой институт омбудсмена старые, добрые профсоюзы?

- Конечные цели и задачи двух институтов во многом схожи: формирование здорового и комфортного микроклимата в трудовом коллективе. Но профсоюз выступает в этом процессе от лица всего коллектива, отстаивая права наемных работников, решая спорные вопросы, касающиеся концептуальных аспектов организации процесса производства, условий труда и так далее.

Но в деятельности любого коллектива неизбежно возникают и «личностные» конфликты, в развитии которых могут доминировать субъективные оценки.   

Исключить возможность развития событий по такому сценарию – задача омбудсмена.

Отмечу: в осуществлении своей миссии омбудсмен должен быть честным и беспристрастным. Еще одно обязательное условие – конфиденциальность деятельности. И, конечно же, очень важно, чтобы человек обладал солидным опытом в сфере медиации, ведения переговоров, управления конфликтами.

- Как в этом смысле вы оцениваете свой опыт? Удастся ли его в полной мере реализовать в новой ипостаси?

- Очень на это надеюсь! Тем более что ипостась для меня условно новая – с 2012 по 2016 годы я возглавлял Корпоративный Фонд «Центр социального партнерства» при АО «Самрук-Казына», с 2016 – был председателем Попечительского совета Центра. Безусловно, очень полезным будет и многолетний опыт деятельности в составе  Консультативного совета при Ассамблее народа Казахстана, а также в Гражданском альянсе Казахстана, который я возглавляю по линии общественной деятельности.

Так что, по большому счету, суть работы мне хорошо известна. Главная задача сейчас – организовать устойчивые каналы взаимодействия с трудовыми коллективами, подумать над тем, какие новые формы и методы коммуникации стоит внедрить в деятельность, чтобы фактор превентивности работал максимально эффективно в процессе предотвращения потенциальных конфликтов, способствовал укреплению благоприятного делового климата  в компании. 

Поделиться: