Россия, Москва

info@ia-centr.ru

ЕАЭС и борьба с терроризмом

ЕАЭС и борьба с терроризмом

На прошлой неделе в столице Киргизии прошел Антитеррористический форум стран ЕАЭС. Казалось бы, вопросы борьбы с терроризмом на евразийском пространстве обсуждались неоднократно: и в рамках встреч глав стран ЕАЭС, и в рамках форумов ОДКБ, и даже на последнем саммите ШОС в столице Казахстана. Однако данный форум стал первым в формате экспертного сообщества и на то были весомые причины.

Организаторами форума выступили: Совет безопасности Кыргызской Республики, Экспертный клуб «Сибирь-Евразия», Клуб региональных экспертов КР «Пикир», Международная Ассоциация ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», Фонд «Евразийцы - новая волна», Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (Новосибирск).

И все они были единогласны во мнении – рост террористических угроз для стран Центральной Азии и России продолжается, и что при этом всём наблюдается недостаток рычагов сопротивления этому злу.

Например, вопрос трудовой миграции из стран Центральной Азии в Россию сам по себе является предметом многолетней и сложной дискуссии, а с распространением экстремисткой, радикальной идеологии начинает оцениваться совершенно иначе. По данным одного из организаторов форума, директора экспертного клуба "Сибирь-Евразия" Сергея Козлова именно на территории России чаше всего происходит вербовка граждан центрально-азиатских государств в террористические группировки. Притом добавлю, что самим вербовщикам совсем не обязательно находится в личном контакте с потенциальными боевиками, они это могут делать и по интернету, находясь в любом уголке мира.

Всё это ярко показала история с предотвращенным в конце мая этого года терактом в метрополитене Москвы, когда сотрудники ФСБ РФ вышли на след боевиков ИГИЛ (запрещённая в РФ террористическая организация). Трое из четырёх задержанных оказались гражданами Узбекистана, один – гражданин России. Сперва один из узбекских граждан, находясь у себя на родине, заразился радикальными идеями, а переехав в Россию, уже сам стал вербовать друзей и знакомых.

И вроде всё ясно, наблюдается прямая подведомственность ФСБ РФ по пресечению преступной деятельности бандподполья. Однако, несмотря на раскаяние задержанных боевиков и готовность сотрудничать со следствием, задержать вербовщика в Узбекистане, с которого и началась вся эта история, не удалось. По предварительным данным, в настоящий момент он находится в Сирии, где принимает участие в боевых действиях на стороне террористов. От части к этому привело и отсутствие оперативного взаимодействия спецслужб двух стран, в том числе из-за бюрократических проволочек.

И хотя Узбекистан не входит в состав ЕАЭС, все вышеописанное характерно для взаимодействия правоохранительных органов России, Казахстана и в особенности Киргизии.

Для граждан стран ЕАЭС предоставляется упрощенная форма пересечения границ внутри союза, что создаёт большие риски и усложняет работу правоохранительных структур и спецслужб. Однако единой базы регистрации граждан стран ЕАЭС, которые могут быть причастны к террористическому и бандподполью, до сих пор нет. Как и нет информации, что работа по этому направлению ведётся. Нет единого мониторингового центра. Нет и договора, который позволил бы спецслужбам стран-участников ЕАЭС осуществлять вооруженную поддержку в приграничных зонах или даже на территории одной из стран.

Последнее особенно актуально для Кыргызстана. Согласно данным экс-начальника Генерального штаба Вооруженных сил КР Асанбека Алымкожоева, наибольшее сосредоточение террористического подполья и наибольшая его активность проявляется в приграничных с Узбекистаном районах – Ферганская долина. Буквально через неделю после этого заявления, 28 июня, сотрудники Госкомитета нацбезопасности Киргизии сообщили о задержании четырёх членов террористической группы, которые планировали теракты на территории республики. Официально сообщалось, что нападение боевиков должно было состояться в приграничной территории. Точное место не раскрывалось, однако можно предположить, что речь шла именно про район Ферганской долины.

Кроме того, как отметил бывший глава Генштаба, экономика страны не позволяет содержать большую армию, которая позволила бы перекрыть границы целиком. В таком случае, весь упор делается на компактные, мобильные и хорошо подготовленные части военных-контрактников и спецслужб. Большим опытом по организации и подготовке подобных подразделений обладает Россия, которая могла бы предоставить инструкторов и техническую базу для киргизских коллег. А в случае необходимости и при наличии соответствующего договора направить в республику своё собственное подобное подразделение.

Другим важным направлением совместной борьбы против террористических угроз в рамках ЕАЭС является пункт о совместных усилиях в киберпространстве. В частности, распространение радикальной экстремисткой идеологии через Интернет и вербовка новых членов бандподполья. Хуже всего с этим ситуация наблюдается опять же в Кыргызстане.

Как отметила другой участник форума, депутат Жогорку Кенеша (Парламент – прим.) Ирина Карамушкина, в соцсетях, особенно последние пару недель, активно выкладываются видеообращения, в том числе на кыргызском языке, с призывами вступать в ряды ИГИЛ и ехать в Сирию для участия в боевых действиях. Примечательно, что данный контент даже если и блокируется, то далеко не сразу, что позволяет большому кругу пользователей Сети ознакомится с ним.

Так как речь идет в основном про российские соцсети (Вконтакте, одноклассники и др.) российским госорганам необходимо выступить посредниками между администрациями компаний и представителями Киргизской стороны. Потому что на данный момент единственным действенным способом блокировки запрещённого контента является блокировка, устанавливаемая провайдером. Однако и ей можно обойти, а сам запрещённый контент остаётся на серверах соцсети.

Таким образом, назрела острая необходимость создания нового договора между странами ЕАЭС по борьбе с терроризмом. Действующая нормативная база - Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом от 1999 года – не только не позволяет эффективно вести борьбу против террористов, но и не охватывает некоторые проблемные места этой борьбы вовсе. Например, противодействие террористам в сети Интернет.

Прежде всего с учётом степени рисков подобный согласованный план по борьбе с террористическими подразделениями необходим хотя бы в отношениях между Россией и Киргизией. 


Теги: ЕАЭС, терроризм, Кыргызстан, Казахстан, Россия, Узбекистан

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение