Информационно-аналитический центр  –  Экспертная оценка  –  Г. Уразалиева: Назарбаев: 7 простых вопросов и бесконечно сложные ответы о мировом кризисе.
 
10.02.2009

Г. Уразалиева: Назарбаев: 7 простых вопросов и бесконечно сложные ответы о мировом  кризисе.

 

            Уразалиева Г.К.,                             кандидат философских наук, доцент СФ РГГУ

 

Назарбаев: 7 простых вопросов и бесконечно сложные ответы о мировом  кризисе.

 

Всемирный форум в Давосе и саммит ЕврАзЭС (2009) показали, что продуцирование Новых Идей выхода из беспрецедентного для человечества экономического системного кризиса стали делом не только социальных институтов науки, задачей интеллектуалов и экспертных групп национальных масштабов. Глобальный кризис требует глобальных проектов выхода из него. Ряд политиков высшего ранга выступили идеологами и конструкторами, персонификаторами новых подходов. Такую несвойственную в принципе для Лидера страны задачу - встать над национальными интересами и порадеть для всечеловеческого блага - поставил перед собой и Президент Казахстана Н.А. Назарбаев[1].

Социальный оптимизм свойственен не только этому лидеру, но в целом и казахстанскому обществу. Так считают эксперты европейских институтов и подтверждают социологические опросы, проводимые в стране. Личностный талант Назарбаева Н.А. чувствовать общественное настроение, быть на острие момента и пытаться дать порой парадоксальные ответы на вызовы времени неоднократно был  отмечен гражданами страны. Еще в декабре 2006 года по данным соцопроса (1200 респондентов), проведенного ИССИ «ЦЕССИ-Казахстан», среди важнейших деловых качеств Президента были отмечены: работоспособность - 46%, профессионализм - 38%, умение стратегически мыслить - 37%, ответственность - 32%. [2]. Если вспомнить, как внедрялась «Стратегия развития Казахстана до 2030 года»  предложенная Назарбаевым в непростое для страны время, то вначале она была воспринята с недоверием, но спустя десять лет в рамках социологического опроса более 70% населения заявило, что Стратегия поистине возымела действие и результаты достаточно ощутимы [2].

Нечто подобное, возможно, ожидает послание мировому общественному мнению в статье Президента РК Н.А. Назарбаева «Ключи от кризиса», опубликованной 2.02.09. в «Российской газете» Прочитывая данную статью, вспоминались фундаментальные работы классиков и современников философии, экономики, социологии: Карла Маркса, В.И. Ленина, М.Вебера, Дарендорфа, В И. Валлерстайна, П.Бурдье, П.Штомпки, С. Хангтингтона, Ж.Бодрияра и многих других, посвятивших свои научные труды осмыслению природы капиталистического общества, его закономерностей и путей трансформации.

За более чем полтора столетия в мировой науке термины и парадигмы капиталистического общества стали нормой и плотью не только научного дискурса, но и повседневных речевых практик. Жесточайшая критика Маркса апологетами неоконсерватизма и неолиберализма велась по основополагающим его идеям, изложенным в «Капитале». Но никто не пытался кардинально поменять язык, систему категорий  и терминов, давно привычных для ученых, писателей, журналистов, всем, в том числе и обывателям в их повседневной жизни.

Назарбаевский дискурс отличается кардинально, ведь им предлагается конструирование как новых Институтов мирового масштаба, так и изменения терминологии, языка науки и политической практики, отражающих деятельность инновативных структур. И, пожалуй, это самое небесспорное место. Ибо в качестве рабочих терминов для предложенной Модели выхода из кризиса  выбраны понятия из акмеологии, транзитологии, которые сами по себе являются субтеориями в рамках психологии и политологии, не из мейстрима большой науки, а скорее ее периферии. Уже это ставит первый барьер в восприятии серьезных предложений по изменению Сути мировой валютной системы.

Ибо замена тезауруса науки происходит не путем инициатив «монарших» особ, а в результате ее эволюции. Если вместо термина капитализм будет использоваться  дефектализм, а транзитализм это дорога к почти коммунизму, то бишь - акметализму,  и все это поможет решить проблемы мирового кризиса, то такая новая идеологема могла бы сделать всех счастливыми! Но восточному герою притч Ходже Насреддину не зря приписывается сентенция, что от частого упоминания халвы слаще во рту не становится. И вспоминается к месту русская пословица о том, что согласен и горшком называться, лишь бы в печь не сажали!

         Оставив за скобками (для специалистов) научные финансовые и инструментальные тонкости валютных концепций и практик, отметим, что поставленные чрезвычайно актуальные проблемы изменения мировой капиталистической системы, представляют несомненный интерес для сообщества ученых социогуманитарных наук.

         Замечательным вкладом в концепции глобального миростроительства является, во-первых, суждения Президента, что его предложение по провозглашению Принципов и Механизмов организации мировой валютной системы (МВС) могут быть предметом дискуссий и обсуждений, а территория Казахстана предложена как инкубатор проектной деятельности. Покоряет уверенность автора, что такой  проект вполне реализуем для человечества. Пришло время, считает он, рационализировать мировую финансовую систему. Я же полагаю, что здесь уместно вспомнить, как постепенно была организованы институты мировой торговли (ВТО). Вполне напрашивается подобная аналогия и для области контроля и управления мировыми финансовыми потоками.

Во-вторых, автор выступает за конструктивный подход в реформе мировой валютной системы, отмечая всю накопившуюся негативистскую  практику доминирования единой национальной валюты в мировом экономическом пространстве.

В-третьих, попытки выхода из кризиса Президент рассматривает через дискурс социальной справедливости для всех стран (национальных валют).

В-четвертых, предложенная концепция по-новому ставит вопрос об конкретно-исторической ответственности всех субъектов - пользователей мировыми валютами.

Неординарность подхода Н.А.Назарбаева к мировому глобальному кризису проявляется не только в том, что направлен на преодоление старых догм и стереотипов политического мышления, но и в отказе искать виноватых и назначать «козлов отпущения». Кризис вызван системными внутренними противоречиями современной финансовой системы, которые он определяет как дефекты,  проявляемые во внешней мировой системе.

 Все другие подходы, не рассматривающие мировой финансовый кризис как внутреннюю дефектность сложившейся мировой финансовой системы и ее родовое, сущностное свойство, а лишь как некую случайность и стихийное бедствии - обречены на провал, так пишет Н.А. Назарбаев. Только радикальная смена парадигмы, а также существенная смена типа мышления современных субъектов мирового политико-экономического пространства  может привести к выходу из тупика и построения Нового мира и Нового порядка. В стратегической перспективе Президент является приверженцем прогрессисткой концепции, которая в качестве  общего тренда мирового развития выделяет радикализм новой глобальной модели экономики и политики, основанной на новых мировых финансовых Институтах, а также нового языка такого радикализма.

Ремонтные работы по косметическому улучшению Мировой финансовой системы не принесут ничего, кроме нарастания национального эгоизма и потери ресурса исторического времени на модернизацию. Президент предлагает предпринять не только интеллектуальные творческие усилия по изменению тезауруса современной геополитики, но выстроить под новое мышление и новые Институты глобального характера.

Семь риторических вопросов заданы Президентом: является ли существующая де-факто мировая валюта законной де-юро (1); процедуры деятельности эмитента демократическими (2); механизм баланса спроса-предложения  конкурентным(3); свободным, цивилизованным (4); контролируемым основными субъектами - пользователями (5); ответственным  перед странами и мировым сообществом (6); эффективным и результативным(7)? Отвечая отрицательно, автор формулирует проблемы, требующие своего осмысления незамедлительно.

 

Предложения Назарбаева по изменению мировой валютной системы:

  • 1) Легитимировать новую мировую наднациональную валюту и юридически оформить ее межгосударственный статус через Мировой закон, ратифицированный большинством парламентов мира, а также выработать принципы эмиссии всемирным Эмиссионным центром.
  • 2) Закон о мировой валюте должен защищать права субъектов - пользователей новой мировой валюты через демократические процедуры, реализуемых демократическими органами управления эмиссией этой валюты.
  • 3) О разработке принципов конкурентного рынка мировой валюты, контролирующего специальным надзорным органом, например, Всемирным антимонопольным валютным комитетом, а также курируемого Всемирным комитетом рыночной свободы, который призван категорически исключать любые привилегии для любых групп эмитентов или продавцов мировой валюты.
  • 4) Цивилизованный Рынок мировой валюты устанавливается на базе Общего договора всех участников- продавцов и покупателей.
  • 5) Коллективные (страны, компании) и индивидуальные (граждане) субъекты - пользователи мировой валюты должны иметь возможность контроля над системой эмиссии через три ветви власти - законодательной, исполнительной и судебной, установленных в рамках Закона о мировой валюте.
  • 6) Всемирный валютный арбитраж, сформированный на основе Закона о мировой валюте, должен устанавливать границы ответственности за действия (или бездействие) легитимных и законных эмитентов за генерацию и эмиссию мировой валюты перед мировым сообществом.
  • 7) Механизм новой мировой валютной системы должен строиться на основе специальной системы опережающего мониторинга грядущих вызовов века и прогнозирование будущего.

Думаю, что поставлен верный диагноз всем застарелым проблемам мировой финансовой системы. Предложения серьезны, требуют обсуждения на всех этажах различных Всемирных структур, не только экономических и финансовых, но культурных, научных. Но чтобы об этом заговорили как явлении интересном и полезном не обязательно переводить серьезную тему в плоскость только радикального решения. Человечество не один раз испытывало на себе различные радикальные эксперименты, несущие угрозу.           Вторым барьером в восприятии этой статьи и серьезных конструктивных предложений является радикалистская оптика во взгляде на пути реформ мировой валютной системы.

  Радикализм мне кажется излишним и в терминологических инновациях, как главных в реформировании мировой валютной системы. На второй план уходят важные идеи и предложения, когда предлагается все осмысливать в новой сетке категорий. Например, такое переключение внимания переводит серьезный разговор в плоскость мифическую (Ноев ковчег капиталов)  и магическую. Читателю напоминают о магии числа семь (7), а ведь вопросы могли быть сформулированы, дефекты перечислены и в другом числовом ряду. Навряд ли переформатирование современного капитализма в термин «Дефектал», маркирование будущего, бездефектного (почему вдруг, ведь противоречия остаются?) капитализма - «Акметалом», а трудный процесс конвенционального перехода в новое качественное содержание мировой валютной системы  назвать «Транзитализмом» помогут в реальном продвижении сути Новой Идеи.

         Данная статья, на мой взгляд, по содержанию также важна, как и по форме столь же экстравагантна.. Бренд Н.А.Назарбаева, выстроенный на архетипе Мудреца, приобретает новые характеристики в контексте архетипов изменений  - качества Искателя, Творца. Для продвижения новых мессиджев бренда необходима кропотливая работа. Но если ставилась задача разрушения стереотипа в восприятии Бренда Назарбаева, то она достигла своей цели. Но удастся ли решить параллельно сущностную задачу - продвинуть Новую Идею на глобальном рынке рецептов выхода из кризиса?

Позволят ли этими Ключами от кризиса открывать заржавелые замки Мировых бастионов их хозяева? На ум приходят только афористические мысли философа и политического деятеля Махатма Ганди: «Сначала тебя игнорируют, затем над тобой смеются, затем с тобой борются, затем ты побеждаешь» Желаю Президенту Н.А. Назарбаеву успехов в реализации его концепции и выражаю признательность за предоставленную возможность обсуждения.

 

                        Литература:

1. Назарбаев Н.А. Ключи от кризиса «Российская газета», № 4839 от 2 февраля 2009 год

2. Коновалов С.А. Социальный оптимизм как социологическое открытие и идеология в Казахстане. «Казахстан-Спектр»,  №4-2008

 

 

 

 

 


Поделиться: 

 
 

Обсудить: 

Комментарии

Зарегистрируйтесь или зайдите на сайт, чтобы оставить комментарий.



 

Публикации

 

Новости

Ссылка на ia-centr.ru обязательна при любом использовании материалов с данного сайта. Все права защищены и охранаются законом.
© ia-centr.ru, 2008 || powered by Blew Design