Навруз – праздник, который объединяет

 

21-23 марта народы Центральной Азии, Южного Кавказа и России отмечают праздник весны и обновления. Название его в разных языках звучит по-разному – Навруз в Таджикистане и Узбекистане, Нооруз в Кыргызстане, Наурыз в Казахстане, Новруз Байрам в Азербайджане. Однако значение этого праздника везде одно – пробуждение природы, приход тепла, расцвет жизненных сил, изобилие. Отмечаемый в день весеннего равноденствия – в ночь с 21 на 22 марта – он знаменует начало нового года на Востоке.

В разных странах этому празднику сопутствуют свои красивые, исполненные глубокого символизма традиции. В Узбекистане на Навруз принято готовить сумалак – блюдо из муки и пророщенных зерен пшеницы, которые в представлении узбеков символизируют производительные силы природы и изобилие, а также с добавлением ароматных пряностей.

В Кыргызстане и Казахстане в эти дни разбивают юрты на центральных площадях городов и готовят наурыз или нооруз коже – суп, в состав которого обязательно должны входить семь ингредиентов.

В Азербайджане праздничный стол украшают такие блюда, как шекербура, пахлава, а также зеленые ростки пшеницы, символизирующие Солнце. Как и казахи и кыргызы, азербайджанцы особое значение придают магии цифры семь - важно, чтобы на столе стояли семь блюд, названия которых начинаются на букву «с».

В Таджикистане главный символ праздника — огонь, с которым связано множество ритуалов. В Навруз у таджиков принято обходить по кругу костер или факел, что служит обрядом очищения и обретения в наступившем году здоровья и достатка.

Какой смысл вкладывают в этот праздник кыргызы, казахи, таджики, азербайджанцы на современном этапе? Может ли он стать символом культурного единения народов Центральной Азии, Южного Кавказа и России и составить альтернативу широко отмечаемому во всем мире Новому году?

Таджикский журналист Хайрулло Мирсаидов подчеркивает, что для таджиков этот праздник, истоки которого восходят к зораастризму и древней иранской культуре, великим наследием которой так дорожат в Таджикистане, имеет особое значение.

«Думаю, что этот праздник, который отмечают ираноязычные и тюркоязычные народы, является лучшим символом взаимопроникновения тюркской и иранской культур. Да, на сегодняшнем этапе, на постсоветском пространстве он пока не имеет богатых традиций, ведь его отмечают только в течение последних 25 лет и по популярности он уступает, скажем, календарному Новому году. Однако, думаю, у этого праздника большой потенциал. Чтобы он действительно служил культурному сближению народов Центральной Азии и Южного Кавказа необходимо, на мой взгляд, находить новые интересные форматы его празднования. Например, проводить ежегодно фестиваль Навруза в одном из городов ЦА, Южного Кавказа и России», - предлагает Мирсаидов.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Уральского федерального университета им. Первого президента РФ Б. Н. Ельцина Рустам Ганиев указывает на то, что и в России у Навруза есть аналоги.

«В России зороастризма никогда не было и день весеннего равноденствия здесь также не празднуется. Однако ближайшим аналогом Навруза в России является масленница, которую в дохристианское время на Руси также увязывали с днем весеннего равноденствия. Правда, в последствие ее смысл и время празднования сильно трансформировались. Главный объединяющий смысл этих весенних праздников заключается для меня именно в том, что когда-то жители России и Центральной Азии вкладывали в этот день определенный и, что немаловажно, одинаковый смысл обновления природы, начала новой жизни, наступления весны и т.д. К сожалению, сегодня многие забыли об этом. И поэтому праздник Навруз - это еще и очень хороший повод узнать побольше о нашем общем историческом прошлом, объединявшем народы России и Центральной Азии в давние исторические времена, и взглянуть на праздник новым и свежим взглядом», - считает Ганиев.

Наурызу нужны традиции, обращенные в будущее

Доктор политических наук, директор Института современных исследований ЕНУ им. Л. Н. Гумилева Мухит-Ардагер Сыдыкназаров считает, что Наурыз в Казахстане пока не стал подлинно народным. По мнению ученого, не стоит ждать, пока он пустит корни – нужно находить новые креативные решения, чтобы наполнить его смыслом и популяризировать.

«Есть такая замечательная еврейская пословица: «Не евреи сохранили Кашрут, а Кашрут сохранил евреев». Говоря о Наурызе, тоже можно сказать так, что Наурыз сохранил казахов, наряду с другими важными этноментальными, религиозными и иными кодексами и правилами. Но традиция и формат празднования должны меняться, шириться, соответствовать духу и вызовам времени», - поделился Сыдыкназаров мнением в своем аккаунте на Фейсбуке.

По мнению ученого, праздник не набирает динамики развития.

«Во-первых, этот праздник не интересен по большому счету нашему бизнесу. То есть экономика страны никак не прибавляет в своей стоимости и не растет за время праздников. Кроме как крохотный сектор продажи и проката этнических казахских костюмов. Ну, еще эстрада: чуть-чуть той-думан бизнес. Ну, пищевой сектор. Но по большому счету, за исключением наурыз-коже, еще пары-тройки фирменных блюд в регионах, на Наурыз типичный праздничный стол у казахов мало отличается от стола на другие праздники. Все остальные сферы бизнеса не зарабатывают ничего. Вот бизнесу вообще он не интересен. Никак», - считает ученый.

Второе, на что обращает внимание Сыдыкназаров, так это на просчет организаторов ЭКСПО-2017 в Астане, которые не использовали Наурыз для превентивного промо-тура или пакета мероприятий.

«В-третьих, традиций дарить подарки к Наурызу нет. Как например предрождественское шоппинг-безумие в европейских странах, США, или предновогодний марафон поиска и дарения подарков… Вообще, давайте откровенно признаемся себе, что Наурыз у нас в массовом сознании никак не связан с традиций семейных подарков. Он не осовременен. Вы можете прийти на Наурыз куда-либо вообще без подарков, и этого, по большому счету, никто не заметит. Вы можете такое представить в семьях или коллективах на Новый год? Или на 8 Марта? Нет», - подчеркивает ученый.

Казахстанский культуролог Зира Наурзбаева соглашается с мнением Мухита-Ардагера Сыдыкназарова.

«На сегодняшний день Наурыз пока не приобрел свою атмосферу, как например, Рождество и Новый год, который ассоциируется у нас с определенными ожиданиями, антуражем, настроением, даже маркетингом. Что же, мы живем в цивилизации, сформированной преимущественно на основе символов и ценностей западного христианского мира, и национальные культуры зачастую остаются в их тени», - констатирует культуролог.

По мнению Сыдыкназарова, Наурыз должен подвигнуть страну и людей к прогрессу, для этого необходимо осовременить содержание праздника, чтобы его традиции были обращены не в прошлое, а в будущее.

«Хотелось бы видеть Наурыз как праздник весны и надежд на нашу молодежь, ее новые достижения в серьезной науке, спорте здоровья и спорте больших достижений. Например, Наурыз - это день когда все сайты страны, тв-заставки, логотипы фирм, аватары на фейсбуке меняются и меняют свой дизайн, например. Ведь это праздник обновления, так обновляйтесь, меняйтесь! Это просто пример. Наурыз должен ассоциироваться и связываться с Интернетом, приложениями, гаджетами. Привяжите все важные IT-ивенты к празднованию Наурыза. Почему до сих пор ни в Play Market, ни в App Store нет ни одной программы под Наурыз? Это тоже важно. В конце концов, контент можно было на худой конец заполнить рецептом наурыз-коже или других напитков в текст и видео-формат? В общем-то, пока все те, кто без ложной скромности и излишнего фанатизма относит себя к смыслопроизводителям, практически не будет расширять формат праздников от «обхода акимом юрт» и застолий к чему-то новому, свежему и интересному для молодежи, для всех нас самих, развития и контрольных точек достижений мы не получим», - подчеркивает ученый.

Жанар Тулиндинова (Астана)