Информационно-аналитический центр  –  Экспертная оценка  –  Казахстан-2017: новогодний политический сюрприз. ч.1
 
09.01.2017

Казахстан-2017: новогодний политический сюрприз. ч.1

Казахстан-2017: новогодний политический сюрприз

Интервью с директором ИАЦ МГУ – Сергеем Рекедой.

ИАЦ: Политический год в Казахстане начался без раскачки – несколько громких отставок и арестов, новые правила регистрации населения – с чем связана подобная активность властей РК? Какие события конца 2016 – начала 2017 года Вам представляются наиболее значимыми?

С.Рекеда: Я согласен, что это необычная ситуация – накануне нового года и непосредственно в период январских праздников принимается целый ряд принципиальных решений, в том числе по кадровым изменениям в правительстве. Причем эти перестановки не вписываются в логику плановых ротаций, а носят «вынужденный» характер, как в случае с экс-министром Бишимбаевым.

Его отставка и возможное расследование в отношении топ-чиновника еще раз демонстрируют новый курс Акорды в духе генеральной линии  конца прошлого года – «в Казахстане теперь неприкасаемых нет». Местные эксперты, ориентируясь на заявление Нурсултана Назарбаева, предположили, что причиной увольнения Куандыка Бишимбаева мог стать коррупционный скандал с руководством «Байтерек Development», но детали всей этой истории пока не раскрыты.

Впрочем, есть и другие версии. Например, Марат Шибутов указывает на то обстоятельство, что у экс-министра не сложились отношения с премьером.

И еще один важный момент – четыре-пять лет назад после отставки Бишимбаева экспертная дискуссия сразу перешла бы в русло «кому это выгодно», кто из элитариев потерял очки, а кто приобрел. Допустим, сняли человека Кулибаева, а поставили представителя другой элитной группы. Но сейчас практически никто из местных экспертов не стал рассматривать ситуацию с Куандыком Бишимбаевым через подобную оптику и этот факт свидетельствует о том, что постепенно вырабатываются, принимаются иные правила игры, не связанные с прежним раскладом сил в ближайшем окружении президента РК.

На мой взгляд, это крайне важная тенденция.

ИАЦ: Новый министр экономики также принадлежит к новому поколению казахстанских чиновников. Но имеет большой опыт работы в международных интеграционных структурах. Можно ли ожидать каких-либо кардинальных изменений в работе ключевого экономического ведомства РК?

С.Рекеда: На этот счет есть определенные сомнения. Как и в России, казахстанский экономический блок в правительстве имеет ограниченную самостоятельность в принятии важнейших решений. Поэтому новый министр будет, скорее всего, исполнять задачи, определенные президентом и премьером, а не пытаться выстраивать какую-то самостоятельную линию поведения в рамках реализации экономических реформ. Не до того сейчас.

Аналогичным образом можно прокомментировать и перемены во внешнеполитическом ведомстве. Местные эксперты отмечают, что к работе Идрисова в должности министра едва ли можно предъявить сколько-нибудь серьезные претензии. И если оставить в стороне вопрос о роли МИДа в привлечении иностранных инвестиций, то можно с уверенностью сказать, что новый глава внешнеполитического ведомства РК будет действовать в том коридоре возможностей, который был определен его предшественником. Никаких волшебных новаций и на этом направлении не предвидится.

ИАЦ: Принятый в Казахстане закон об обязательной регистрации по месту пребывания вызвал неоднозначную реакцию среди жителей страны.  Напомним, что ведена обязательная регистрация граждан по месту временного пребывания, и ее несоблюдение повлечет административный штраф в 7 МРП (почти 16 000 тенге). В чем подвох? Почему преобладает негативная оценка закона в социальных сетях?

С.Рекеда: Мне кажется, что снова возникла ситуация информационного вакуума вокруг принимаемого решения. В СМИ объяснения чиновников построены по принципу - кто в лес, кто по дрова.

Одни чиновники говорят о необходимости вывода из "тени" огромных средств, которые проходят  по линии аренды квартир. Например, по данным комитета госдоходов, потери бюджета от теневой сдачи квартир только в Астане могут достигать 300 миллионов тенге.

Другие - о необходимости содействовать спецслужбам, с точки зрения выявления "подозрительных лиц". Весь негатив со стороны простых граждан можно было "сбить" грамотно построенной информационной кампанией.Но уже в который раз (и в России такие ситуации неоднократно возникали) соответствующие структуры показали явно недостаточный уровень компетентности.

Продолжение следует 



Рекеда Сергей.

Другие работы автора:


Поделиться: 

 
 

Обсудить: 

Комментарии

Зарегистрируйтесь или зайдите на сайт, чтобы оставить комментарий.



 

Публикации

 

Новости

Ссылка на ia-centr.ru обязательна при любом использовании материалов с данного сайта. Все права защищены и охранаются законом.
© ia-centr.ru, 2008 || powered by Blew Design