25 ноября 2007
Индо-Российский молодежный форум
25 октября 2007
Русские в Прибалтике до и после вступления в Евросоюз»
23 октября 2007
экспертный семинар "Проблемы информационной поддержки актуальных направлений современной миграционной политики Российской Федерации".




Диалог Бизнес-Власть

Публикации



Собирание этноса в Казахстане

Александр ШУСТОВ
15 декабря 2007

Отсутствие в течение 2007 года сколько-нибудь значительных результатов в осуществлении государственной программы по переселению в Россию соотечественников из ближнего и дальнего зарубежья делает актуальным опыт государств, в которых иммиграционная политика была более успешной.

Положительным опытом репатриации на сегодняшний день располагают несколько государств. Наиболее удачной считается иммиграционная политика Израиля и Германии, которым удалось переселить на свою территорию сотни тысяч представителей титульного этноса. Гораздо меньше известен опыт Казахстана, реализовавшего в постсоветский период довольно эффективную политику репатриации «зарубежных» казахов.

После распада СССР правящая элита Казахстана, в которой доминировали этнические казахи, попала в сложную ситуацию. По данным переписи, проводившейся в Советском Союзе в 1989 году, казахов в пределах Казахской СССР (6497 тыс.) проживало лишь немногим больше, чем русских (6062 тыс.). А с учетом родственных русским народов - украинцев и белорусов - восточные славяне составляли в Казахстане национальное большинство. На их долю приходилось 44% населения республики (7116 тыс.), тогда как казахи составляли всего 40%1. К этому следует добавить огромную территорию (2,7 млн. кв. км.), по которой Казахстан занимает девятое место в мире, а также крайне низкую по сравнению с соседними республиками Средней Азии и Китаем плотность населения (6,1 чел. на кв. км.)2.

В этих условиях руководство республики решило прибегнуть к репатриации казахов, проживавших на территории других государств. По данным Министерства иностранных дел Казахстана, вне его границ на 1991 год проживало около 4,1 млн. казахов3, что составляло около 40% общей численности казахского этноса. По оценке председателя общественного объединения репатриантов из Монголии К. Бодауханулы, число зарубежных казахов было еще выше и достигало 5 млн. чел.4 Наиболее многочисленные казахские диаспоры проживали в Китае (около 1,3 млн.), Узбекистане (870 тыс.), России (660 тыс.) и Монголии (157 тыс.). Кроме того, казахи живут в Туркменистане, Таджикистане, Кыргызстане, Афганистане, Пакистане, Турции, Иране и в некоторых других государствах (в регионе Ближнего и Среднего Востока)5.

Переселение в Казахстан осуществлялось на основе принятого в 1992 г. закона “Об иммиграции”, согласно которому казахам, возвращавшимся на территорию республики в связи с преследованиями, притеснениями, ограничениями прав и свобод, а также желанием вернуться на историческую родину, предоставлялся статус беженцев, а тем, кто покинул Казахстан в ходе массовых репрессий, преследований, военнопленным и их потомкам – беженцев-репатриантов6. В декабре 1997 г. был принят новый закон “О миграции населения”, по которому репатриантом (оралманом), считалось “лицо коренной национальности, изгнанное за пределы исторической родины… в силу актов массовых политических репрессий, незаконной реквизиции, насильственной коллективизации, иных антигуманных действий, добровольно переселяющееся в Республику Казахстан с целью постоянного проживания, а также его потомки”7.

То есть иммиграционная политика изначально носила этнически избирательный характер и была направлена на «собирание» казахского этноса в пределах «своего» государства.

Переселение регулировалось при помощи квот, которые ежегодно утверждались президентом Казахстана по представлению правительства. Однако, в условиях сложной социально-экономической ситуации 1990-х годов размер квот имел тенденцию к сокращению. Если в 1993 г. предусматривалось переселение 10 тыс. семей оралманов, то в 1999-2000 гг. – только 500 семей. Сами квоты в условиях недостаточного финансирования часто выполнялись на 1/2 – 2/3. Несмотря на государственную программу репатриации, большинство казахов переселялось в республику вне квот, что было особенно характерно для мигрантов из России и других стран СНГ.

Согласно закону “О миграции”, репатрианты имели право на широкий набор льгот, включавший бесплатное перемещение через границу, проезд к месту жительства и провоз имущества, содействие в трудоустройстве, повышении квалификации и изучении государственного языка, получение образования, медицинской помощи, пенсий и пособий, выделение земельных участков, средств для приобретения жилья и долгосрочных ссуд8. Однако на практике было реализовано далеко не все - вследствие экономических трудностей и злоупотреблений сотрудников Агентства по миграции и демографии, в ведении которого находилась репатриация9.

Географическое распределение иммиграционных потоков, осуществляемое на основании тех же квот, было направлено на изменение этнической ситуации в северных регионах Казахстана, среди жителей которых преобладали русские.

По данным переписи 1989 года, русские составляли большинство населения Восточно-Казахстанской (65,9%), Северо-Казахстанской (62,1%), Карагандинской (52,2%), Павлодарской (45,4%), Целиноградской (44,7%), Кустанайской (43,7%) и Кокчетавской (39,5%) областей Казахской ССР. В Семипалатинской и Джезказганской областях, где удельный вес русских также был высоким (36% и 34,9%), большинство составляли казахи10. Если русские представляли большинство в шести, то казахи - в девяти регионах. В северных областях русские составляли 47,7%, а казахи – 22,6%, в южных соответственно – 22,5 и 53,9%, в западных – 26,5 и 59,8% населения. В Астане исходили из того, что в случае возникновения сепаратистских движений численное преобладание русских в семи северных областях, пять из которых граничили с Россией, создавало реальную угрозу территориальной целостности Казахстана.

Одним из инструментов изменения этой ситуации и должны были стать репатрианты. Из 12,5 тыс. казахских семей, переселившихся на территорию Казахстана в 1991-1996 гг., почти половина (44,7%) была размещена на севере республики - в Карагандинской, Павлодарской, Кокчетавской и Семипалатинской областях11. Аналогичные пропорции распределения репатриантов сохранялись и в дальнейшем. По квоте иммиграции на 2003 г. в Северо-Казахстанской, Кустанайской, Акмолинской и Карагандинской областях планировалось расселить почти половину из 5 тыс. семей переселенцев12. В течение 1991-2000 гг. Казахстану удалось переселить на свою территорию 42,4 тыс. семей оралманов общей численностью 183,7 тыс. чел. Около 57% этого количества переселенцев мигрировали из стран СНГ и 43% - дальнего зарубежья. Репатрианты из постсовестких государств в большинстве своем были выходцами из Узбекистана (62,7 тыс.), Туркменистана (22,1 тыс.), Таджикистана (10,5 тыс.) и России (8,5 тыс.). Среди стран дальнего зарубежья по числу оралманов лидировала Монголия (65,2 тыс.). В гораздо меньших масштабах (от 1 до 5 тыс. чел.) репатрианты переселялись из Ирана, Турции, Китая, Афганистана и Пакистана. Наиболее интенсивной была репатриация из стран и регионов со сложной социально-экономической (Монголия), экологической (Каракалпакстан) и военно-политической (Таджикистан) обстановкой, тогда как из Китая и России, где проживали многочисленные казахские диаспоры, иммиграция была незначительной13.

Общие итоги реализации программы по репатриации этнических казахов довольно противоречивы. К 2000 г. количество оралманов составило 1,2% населения Казахстана, зафиксированного переписью 1999 г., 2,3% численности титульного этноса14 и 7,1% эмигрантов, выехавших из страны в 90-е гг.15 За это время республику покинуло свыше 100 тыс. казахов, более чем вдвое сократив миграционный прирост титульного этноса. Если эмигранты отличались высоким уровнем образования, то многие иммигранты из стран дальнего зарубежья, особенно Монголии, не умели читать и писать. Кроме того, весомую часть эмигрантов составляли квалифицированные рабочие и специалисты индустриального профиля, тогда как репатрианты отказывались работать в промышленности, предпочитая сельское хозяйство16.

Однако сам факт переселения в Казахстан в условиях сложной социально-экономической ситуации 1990-х годов и сокращения общей численности населения республики почти 200 тысяч этнических казахов можно считать значительным успехом. На фоне того, что Российской Федерации за год действия программы переселения соотечественников удалось к октябрю 2007 года переселить всего 130 человек, результат Казахстана кажется почти феноменальным. При этом социально-экономические, административные и финансовые возможности РФ сегодня на порядок превосходят те, что имел Казахстан в первые годы независимости, а, следовательно, и от программы переселения соотечественников в Российскую Федерацию можно было бы ожидать гораздо большего. ________________________

1 Краткие итоги переписи населения 1999 года в Республике Казахстан. Алматы, 1999. С. 11

2 Демографический ежегодник. 1990. Госкомстат СССР. М., 1990. С. 7, 11-12.

3 Турисбеков З. О проблемах миграции и демографической ситуации в Казахстане // Казахстанская правда. 1999. 26 янв.

4 Панорама. Алматы, 1999. №50. Дек.

5 Садовская Е.Ю. Миграция в Казахстане на рубеже XXI века: основные тенденции и перспективы. Алматы, 2001 С. 108-124.

6 Нурмагамбетов А. Правовое регулирование миграционных процессов в республике Казахстан // Современные этнополитические процессы и миграционная ситуация в Центральной Азии М.., 1998 /http://www.carnegie.ru/ru/print/36299-print.htm.

7 Закон Республики Казахстан “О миграции населения” от 13 декабря 1997 года // Государство и антропоток /http://antropotok.archipelag.ru/text/a081.htm.

8 Закон Республики Казахстан “О миграции населения”…/http://antropotok.archipelag.ru/text/a081.htm

9 Панорама. 1999. №22. Июнь.

10 Национальный состав населения СССР. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. М., 1990. С. 102-113.

11 Садовская Е.Ю. Миграция в Казахстане на рубеже XXI века… С. 42-48.

12 Панорама. 2003. №17. Май.

13 Садовская Е.Ю. . Миграция в Казахстане на рубеже XXI века … С. 108-124.

14 Краткие итоги переписи населения 1999 года в Республике Казахстан…. С.11.

15 О миграции населения Республики Казахстан// Агентство республики Казахстан по статистике /http://www.statbase.kz/111/migr.htm.

16 Садовская Е.Ю. . Миграция в Казахстане на рубеже XXI века… С. 108-124.

russians.kz

« к списку публикаций

© 2005 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР  

При любом использовании материалов  
веб-сайта ссылка на www.ia-centr.ru  
обязательна. При перепечатке в интернете  
обязательна гиперссылка www.ia-centr.ru.  
Все права защищены и охранаются законом.  

Создание сайта - netservice.ru